Неделя ГЧП: в России появятся производители высокотехнологичных средств реабилитации для людей с ОВЗ

Третий день II Инфраструктурного конгресса «Российская неделя государственно-частного партнерства» был полностью посвящен теме негосударственного сектора в социальной сфере. Обсудить перспективы отрасли на площадке МИА «Россия Сегодня» собрались представители Минэкономразвития, Минпромторга, Минздрава, Минтруда, Минобразования, других министерств и ведомств, а также эксперты ведущих российских и зарубежных финансовых институтов, консалтинговых компаний и бизнес-структур.

Если еще в 2010 году привлечение частных инвесторов в социальную сферу казалось многим недопустимым, то сейчас в необходимости этого никто уже не сомневается: по прогнозам к 2018 году очередь на социальное обслуживание достигнет 300 тыс. человек, а государство сможет обеспечить только 16 тыс. человек.

Первопроходцы в этой сфере уже есть. Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Центр развития государственно-частного партнерства провели исследование по выявлению лучших практик в социальной сфере, согласно результатам которого, к концу 2014 года на различных стадиях реализации насчитывалось 34 проекта в этой области. Это проекты, реализуемые в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП по региональному законодательству.

Председатель правления Ассоциации негосударственных поставщиков услуг для пожилых людей «Мир старшего поколения» Алексей Сиднев отметил, что на сегодняшний момент есть заявленные и реализуемые проекты на общую сумму порядка 30 млрд. рублей инвестиций в дома престарелых: 

«Мы провели совместно с Агентством стратегических инициатив опрос предпринимателей, и 80% хотят работать по новому закону, 82% хотят и готовы инвестировать, и 30% готовы инвестировать даже без поддержки государства. Нужно время, чтобы люди поняли, как работать по новому закону, должны быть стандарты, должны быть правильные тарифы, должен быть механизм соплатежа».

Почему огромный рынок социальной сферы почти не заполнен частными инвесторами? По словам участников конгресса, многие просто ждут скорого принятия закона о ГЧП, устанавливающего единые и понятные правила взаимодействия. Осторожность бизнеса вполне объяснима. На данный момент в 68 регионах России существуют отличающиеся по содержанию региональные законы о ГЧП.

Отсутствие отработанных механизмов по облегчению входа частых инвесторов в социальную сферу останавливает многих инвесторов. Например, преференцией нулевого НДС не все могут воспользоваться. Существующие правила требуют очной явки тех, кто пользуется данной социальной услугой для признания их нуждающимися в ней. В случае с маломобильными постояльцами частных домов престарелых это условие зачастую просто невыполнимо. 

Опасаясь налоговых взысканий, не желая нести репутационные и финансовые риски, предприниматели продолжают платить 18 % НДС или же просто не идут в этот бизнес.

Начальник отдела политики в сфере социальной защиты населения и взаимодействия с региональными органами и неправительственными организациями Минтруда России Лариса Семенова, однако, сообщила представителям бизнеса, столкнувшимся с проблемой, что над ее решением на законодательном уровне уже ведется работа. Также присутствующие попросили вывести из реестра медицинских процедур, подлежащих обязательному лицензированию, ряд простейших действий: измерение давления, пульса, температуры. Сейчас владелец того же дома престарелых вынужден либо увеличивать свои затраты и получать лицензию, либо он не имеет право измерить пожаловавшейся на недомогание бабушке давление без вызова врача.

На пленарном заседании «Бизнес в социальной сфере. Пути развития» директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский, подчеркнул, что для развития предпринимательства в социальной сфере важно, прежде всего, избавиться от излишних административных барьеров и законодательно закрепить «правила игры» в правовом поле: «Важно законодательно определить понятие социального предпринимательства, посмотреть еще раз по всем отраслям социальной сферы с какими проблемами они сталкиваются, а также посмотреть насколько работают те инструменты поддержки, которые сегодня есть, например, субсидии в экономике для малого бизнеса или другие инструменты». Владимир Яблонский также предложил рассмотреть возможность для использования более радикальных решений, например, ввести новую организационно-правовую форму для субъектов социального предпринимательства по опыту Кореи, Западной Европы и США. «Это может быть отдельный вид юридических лиц со своим режимом регулирования, возможно это тоже поможет существенно увеличить количество инвестиций и предпринимателей», - пояснил директор направления «Социальные проекты» АСИ.

Особое внимание участники конгресса уделили теме организации производства и обеспечению техническими средствами реабилитации (ТСР) людей с ограниченными возможностями. Или «людей с повышенными потребностями», как предложили использовать этот термин участники открытого заседания рабочей группы по расширению производства продукции для инвалидов и граждан пожилого возраста.

Никто не знает, сколько точно в России производителей ТСР. Существующие преимущественно маленькие и «кустарные». Госзаказ ранее формировался, в основном, за счет импортных товаров. Сейчас в рамках программы импортозамещения отечественные производители получили шанс развить свой бизнес. Модератор заседания, заместитель директора направления «Социальные проекты» АСИ Анна Нестерова подчеркнула, что необходимо не просто развивать этот рынок, а стимулировать производство высокотехнологичных средств реабилитации. Конечные потребители должны получать качественное, современное оборудование, полностью отвечающее их потребностям. По словам исполнительного директора кластера биомедицинских технологий Фонда «Сколково» Кирилл Каема, жизнеспособных и инновационных отечественных разработок мало: «Из 240 поддерживаемых Сколково проектов лишь 14 в области реабилитации».

«Россия - одна из первых стран, подписавших конвенцию о правах инвалидов, - продолжил дискуссию основатель Глобальной инициативы за инклюзивные информационно-коммуникационные технологии (G3ict) Леблуа Аксель, - Она вводит понятие приемлемости, адаптированности для людей с ограниченными возможностями не только жилища, но и доступа к информации. Люди с ограниченными возможностями, как и любые другие,часто имеют высокий интеллект, потенциал, но использовать его полностью не могут. А ведь уже существуют планшеты, программы, очки GoogleGlass преобразующие речь в текст для глухих, например. Есть устройства, распознающие речь людей, с нарушениями речевых функций».

Такие технологические решения не получили еще должного распространения в Европе, в России же ими пользуются лишь единицы, не зная о них или не имея финансовой возможности для приобретения соответствующих устройств. При том, что потенциальный спрос огромен: только различными отклонениями в речевых функциях страдает около 1,5 % населения планеты. 

«Безусловно, вопросы коммуникации с развитием общества приобретают все большее значение. И этому надо уделять внимание. Тем более людям, которые имеют особенности в мобильности, какие-то ограничения по здоровью», - подчеркнула заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова.

Дорогостоящие, доступные сегодня преимущественно элитарным группам населения высокотехнологичные средства реабилитации в будущем станут более массово распространены, уверен член правления «РВК» Евгений Кузнецов. Это естественный процесс. Когда-то сложные технологии прошлого повсеместны сегодня – например, те же очки. Раньше люди с ослабленным зрением считались людьми с ограниченными возможностями, а сейчас практически каждый может позволить себе не только их, но и утаить недостаток благодаря линзам.

Но чтобы «людям с повышенными потребностями» не пришлось долго ждать улучшения условий своей жизни, нужна целенаправленная государственная политика. «Необходима система формирования запроса на инновации», - подчеркнул Евгений Кузнецов.

«Фактически рынок формирует бюро медико-социальной экспертизы, - продолжила Гульназ Кадырова, - они назначают конкретные изделия из того перечня, о котором они уведомлены. Поскольку мы развиваемся, надо перечень ТСР время от времени обновлять».

Для облегчения входа предпринимателей в социальную сферу существует множество мер поддержки. Представитель Минэкономразвития России Вероника Путилина, рассказала о субсидиях в рамках программы Министерства: «Предусмотрены прямые субсидии в размере до полутора млн рублей для социально ориентированных предприятий и предприятий, обеспечивающих занятость инвалидов, а также лиц пожилого возраста или предпринимателей, производящих для социально незащищенных слоев населения услуги и товары. В прошлом году инициативу поддержали всего 12 регионов. Около 120 проектов ежегодно поддерживается в рамках этих средств. Количество не такое большое, но это те предприниматели, которые реально реализуют социальные проекты». Для повышения информированности бизнеса о существующих мерах поддержки МСП в социальной сфере заместитель генерального директора проекта «Деловая среда» Иван Буртник предложил аккумулировать решения, повышающие эффективность бизнеса, а также разработать специальный «информационный пакет» о финансовых инструментах поддержки предпринимателей в социальной сфере. 

По итогам заседания было принято решение создать отраслевую площадку для участников рынка ТСР, экспертов и представителей органов власти с целью повышения эффективности работы в этом секторе.

Видео