НПИ: первая рабочая группа по дорожной карте «Национальная система компетенций и квалификаций»

В Агентстве стратегических инициатив состоялось первое заседание рабочей группы по созданию дорожной карты инициативы «Национальная система компетенций и квалификаций» (НСКК).

В заседании приняли участие представители компании Boston Consulting Group (BCG) -одного из лидеров мирового консалтинга, осуществляющей методологическую поддержку НПИ и представители компании Witology, обеспечивающей краудсорсинговую поддержку НПИ.

Рабочую группу возглавил председатель совета директоров ЗАО «Р-Фарм», ОАО «Новосибхимфарм» и фармацевтического комплекса ЗАО «Ортат» Алексей Репик. Агентство стратегических инициатив представлял куратор инициативы «Национальная система компетенций и квалификаций» Борис Белков.

Механизм разработки дорожной карты по созданию НСКК состоит из 6 этапов. По плану к 1 ноября дорожная карта пройдет все согласования и будет утверждена наблюдательным советом Агентства.

Открывая заседание, руководитель рабочей группы отметил, что вопросы образования, повышения квалификаций, создания интерфейса взаимодействия между бизнесом и образовательным сообществом являются важнейшими для глобальной конкурентоспособности российской экономики в стратегической перспективе. «Дорожная карта по созданию НСКК, - последняя из второй волны дорожных карт НПИ, но, позволю себе предположить, что самая амбициозная, самая масштабная и самая сложная», - обобщил Алексей Репик.

В подтверждение этих слов эксперт Witology привел статистику, согласно которой инициатива НСКК еще до старта рабочей группы обошла по популярности все другие инициативы НПИ, вызвав интерес почти у 3 тысяч краудсорсеров.

Алексей Репик поделился с участниками своим видением глобальной задачи по внедрению НСКК в России: «Чтобы попасть в пятерку крупнейших мировых экономик при 143-миллионом населении, мы должны генерировать добавленную стоимость per capito наравне с Японией. Необходимо стать мировыми лидерами с точки зрения подготовки талантов, создать условия для раскрытия кадрового потенциала и удержания профессионалов в России не только за счет финансовых, но и за счет глубинных изменений жизненной и рабочей среды».

«На Западе в последние годы наблюдается значительное падение интереса к сертификации квалификаций. Мы должны выработать свои решения, в которых мотивации работника уделяется максимальное место», - заявил лидер инициативы по созданию НСКК Олег Гринько.

Ректор Томского политехнического университета Петр Чубик рассказал собравшимся, что видит главные результаты рабочей группы в определении терминов компетенций, корректировке федеральных образовательных стандартов. Он отметил, что в условиях падения интереса к техническим специальностям в России, возрастает необходимость создания системы отличий для инженерных специалистов. «Она придала бы им мотивацию к постоянному повышению своих навыков и их сертификации», - убежден господин Чубик.

Заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов Нина Кузьмина обратила внимание, что те или иные требования к компетенциям и квалификациям должны быть сопряжены с адекватным уровнем оплаты труда; кроме того, должна быть обеспечена возможность их получения человеком.

Заместитель директора департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России Михаил Алашкевич, в свою очередь, предложил начать с выработки согласованных терминов, очерчивания круга субъектов, и четкого распределения ролей и ответственности между главными участниками. Согласно мнению господина Алашкевича, профессиональные стандарты не должны жестко коррелироваться с образовательными, а роль государства при их разработке должна быть сведена к минимуму.

Директор по стратегическим проектами и корпоративному управлению «Медицинской компании «Юникс» посетовал на отсутствие фундамента подготовки высококвалифицированных медиков – университетских клиник, а также на утечку молодых кадров за рубеж.

Алексей Репик, знакомый с проблемами медицинской отрасли и фарминдустрии, согласился с мнением выступавшего и поделился практикой создания инноваций в развитых странах: «Спины из Йеля, Гарварда и MIT дают 50-60 % капитализации всей американской экономики. Как это происходит? Профессор генерируют идею, а студенты ее подхватывают; затем она получает поддержку со стороны венчурных инвесторов, готовых рисковать ресурсами для коммерциализации продукта, как правило, при помощи крупного бизнеса».

Олег Гринько привел в пример зарекомендовавшую себя в рамках НСКК модель производственно-образовательного модуля. По его словам, уже 6 университетов наладили таким образом связи с промышленными предприятиями с целью формирования компетенций, необходимых последним.

Советник президента «Института инженерной физики» Марфа Заводчикова в числе прочих ожиданий от работы группы назвала наступление качественных изменений в системе повышения квалификации кадров. Институт, в котором работает госпожа Заводчикова, обладает опытом интеграции военного и гражданского образования и ведет перспективное кадровое планирование при помощи сети колледжей.

Представитель Минобрнауки России выразила надежду на преодоление разрыва между темпом развития образовательных и профессиональных стандартов, которые должны возникнуть на уровне всего государства.

Российский союз промышленников и предпринимателей в лице генерального директора Национального агентства по развитию квалификаций Александра Лейбовича выразил готовность предоставить наработки в области методической оснастки профессиональных стандартов и системы независимой сертификации квалификаций и заострил внимание собравшихся на создании «социального триггера» - условий, которые запускают в человеке мотивацию к постоянному обучению.

Второе заседание пройдет 31 июля. В ходе второй встречи будут обсуждаться первые гипотезы дорожных решений, а группа разделится на  подгруппы.