Система повышения эффективности дополнительного образования детей: барьеры, инструменты и новые решения

6 февраля на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ) состоялось расширенное заседание рабочей группы по дополнительному образованию детей. Основной темой обсуждения стала «инициатива» направления «Социальные проекты» АСИ «Система повышения эффективности дополнительного образования детей» (барьеры - инструменты - новые системные решения).

Инициатива является итогом обобщения барьеров, с которыми сталкиваются организации дополнительного образования на различных этапах жизненного цикла компании, и выработки реальных шагов для их ликвидации.

«Сегодня мы видим всю картину барьеров в сфере дополнительного образования детей. Это 15 реальных «камней преткновения», которые мешают предпринимателям работать в этом секторе, а системе дополнительного образования развиваться. С помощью представителей сектора мы можем предложить комплекс мер, который позволит не только достичь охвата 75 % детей программами дополнительного образования, заложенного в Указе Президента № 599, но и внедрить новые подходы и нетривиальные решения», - подчеркнул директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский.

В качестве ключевого барьера на этапе зарождения организации дополнительного образования представители отрасли единогласно обозначили «сложную процедуру лицензирования».

«Сложности процедуры, излишние барьеры в лицензировании, требования указания в лицензии всех площадок, на которых будет проходить обучение, и другие отстающие от современных форм организации дополнительного образования требования, являются причиной ухода организаций в теневой сектор. По подсчетам экспертов работают без лицензий, а значит никак не учитываются и не контролируются, на сегодняшний день около 22 % организаций сектора. Замена лицензирования аккредитацией и саморегулированием в отрасли позволило бы снять этот барьер. При этом обязательным условием должна остаться безопасность оказания услуги», - считает руководитель проекта направления «Социальные проекты» Татьяна Шубина.

Современным инструментом персонификации услуги дополнительного образования и, соответственно, справедливого и прозрачного подхода к распределению финансовых ресурсов может стать введение механизма сертификатов. 

«Это не только механизм персонификации услуги, который работает по принципу «деньги идут за ребенком», это экономический стимул развития конкуренции в отрасли. Сертификат, который может быть реализован в учреждении любой формы собственности, откроет равный доступ к бюджетному финансированию и будет стимулировать организации данного сектора наращивать конкурентные преимущества и повышать качество услуг», - подтверждает глава рабочей группы по дополнительному образованию АСИ Виталий Сурвилло.

Меры, которые обсуждались в ходе заседания рабочей группы, уже согласованы с Минобрнауки России и Минэкономразвития России. Проработанный с представителями профсообщества дополнительного образования комплекс мер будет предложен к внедрению в рамках реализации Концепции дополнительного образования детей в Российской Федерации.

справка

По подсчетам экспертов, инициатива АСИ позволит к 2020 году увеличить долю негосударственного сектора с 7% до 18 %, повысить общий охват детей программами дополнительного образования до 75 % и обеспечить целевой заказ на приоритетные программы дополнительного образования, повысив удельный вес научно-технических программ, которые реализуются организациями дополнительного образования, с нынешних 6,4% до 20%.