Мониторинг НПИ: Малому бизнесу картели не страшны

30 января Госдума во втором чтении одобрила проект поправок к статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, исключающих уголовное преследование за неоднократное злоупотребление доминирующим положением. Существенному изменению подвергнутся и пороговые значения ущерба и дохода, с достижением которых возникают основания для привлечения руководителей предприятий к уголовной ответственности за картельный сговор.

Проект поправок разработан в целях совершенствования уголовной политики в сфере экономики, а также уменьшения отрицательных последствий использования мер уголовной ответственности за преступления, посягающие на порядок осуществления экономической деятельности. Проект подготовлен в соответствии с «дорожной картой» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», разработанной на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Изменения в статью 178 УК РФ устанавливают более высокий порог ущерба и дохода, что позволит исключить уголовную ответственность для субъектов малого предпринимательства.

Крупным ущербом станет считаться ущерб более 10 миллионов рублей (сейчас по закону 1 миллион рублей), а особо крупным ущербом - более 30 миллионов рублей (сейчас 3 миллиона рублей). При этом доходом в крупном размере будет признаваться доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двести пятьдесят миллионов рублей.

«К сожалению, в России зачастую распространена практика антимонопольного преследования малого бизнеса. Устранение уголовной ответственности для небольших предприятий - только первый шаг: антикризисным планом Правительства (п. 25) предусматривается установление «иммунитетов» для малого бизнеса и от административного преследования, - комментирует поправки Алексей Ульянов, член рабочей группы АСИ «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», директор по развитию НП «Национальная ассоциация институтов закупок». - Это позволит ФАС сконцентрироваться на пресечении значимых нарушений со стороны реальных, а не мнимых монополистов». Кроме того, законодатели отменяют уголовную ответственность за злоупотребление доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

По существующему законодательству такое правонарушение грозит штрафом, принудительными работами на срок до трех лет или лишением свободы на срок до трех лет. Кстати, уголовной ответственности за злоупотребление доминированием нет нигде в мире.

По мнению экспертов, дополнительная криминализация деятельности субъектов бизнеса не требуется, так как Кодекс об административных правонарушениях уже предусматривает определенные меры административной ответственности за аналогичные деяния. Так, статья 14.31 КоАП РФ содержит исчерпывающее перечисление видов и размеров административных штрафов, применяемых в отношении компаний-правонарушителей.

Кроме того, согласно нововведениям, участник, который добровольно первым сообщит о картеле, будет также освобожден от уголовной ответственности. При этом важно, чтобы он активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, а также возместил причиненный ущерб.

По мнению Алексея Ульянова, эти поправки, несомненно, внесут вклад в снижение административных барьеров и коррупционных рисков, а также в целом оздоровление конкурентной среды - предприниматели будут действовать более свободно, не опасаясь «окрика» со стороны чиновников и силовиков.