Сервисы «Сколково» как инструмент поддержки развития стартапа

В составе Фонда «Сколково» существует пять кластеров, соответствующих пяти приоритетным направлениям развития инновационных технологий: кластер биомедицинских технологий (БМТ), кластер энергоэффективных технологий (ЭЭТ), кластер информационных и компьютерных технологий (ИТ), кластер космических технологий и телекоммуникаций (КТиТ) и кластер ядерных технологий (ЯТ). По последним данным, в 2014 году, в Технопарке «Сколково» работают 57 резидентов, действуют 29 Центров коллективного пользования, 12 сервисов для резидентов и 20 аккредитованных сервисных компаний.

Технопарк «Сколково», как известно, имеет своей целью создание привлекательной среды для Участников проекта «Сколково». Одним из инструментов для решения этой задачи является создание сервисов по обслуживанию бизнеса Участников проекта «Сколково».

Во-первых, это консультационная и информационная поддержка. Её осуществляет Консультационный центр. Специалисты центра рассказывают не только о преимуществах статуса Участника проекта «Сколково», но и подробно описывают процедуру его получения. У консультантов можно получить информацию грантах от Фонда «Сколково», а также обо всех инструментах поддержки, которые экосистема «Сколково» предоставляет своим стартапам. Консультационный центр регулярно информирует Участников проекта обо всех инициативах, мероприятиях и активностях. Сервисы Консультационного центра позволяют владеть полной информацией об экосистеме «Сколково» и ее возможностях для Участников и соискателей.

Ольга Платонова, руководитель Консультационного центра: «Наш центр является службой «единого окна». На этапе первого знакомства со «Сколково» наши специалисты разъясняют, например, особенности оформления заявки на статус или регистрации юридического лица – будущего Участника проекта «Сколково». Далее, на этапе адаптации компаний, ставших Участниками проекта, Консультационный центр может сориентировать, как и какие преференции может получить компания-участник. Мы постоянно обновляем линейку сервисов, прежде всего выявляя потребности наших Участников, и, конечно, контролируя качество оказываемых услуг, как собственных, так и наших аккредитованных партнеров».

Технопарк «Сколково» предоставляет Участникам проекта услуги, оказываемые не только собственными силами, но и силами внешних подрядчиков. 

Среди внутренних сервисов, кроме консультационной и информационной поддержки, присутствуют также услуги по проведению телеконференций Cisco, почтовый сервис, визово-миграционная поддержка, услуги по приведению проектов уставов соискателей в соответствие с требованиями «Сколково».

К внешним сервисам, которые предоставляют аккредитованные провайдеры, относятся технологические сервисы, бухгалтерские услуги, юридическая поддержка, жилищный сервис (помощь в подборе жилья в аренду), маркетинговые услуги, кадровые услуги, услуги по получению лицензионно-разрешительной документации.

Наиболее востребованными являются внутренние сервисы, так как они уникальны на рынке. Но вместе с тем очевидна и польза внешних сервисов. Об этом с удовольствием говорят сами участники проекта «Сколково».

«Нам хотелось максимально освободиться от рутины операционной деятельности, чтобы сосредоточиться на инженерной и научной сферах. В таких случаях мы привыкли обращаться к профессионалам и, что немаловажно, к аффилированным или рекомендованным организациям. Технопарк «Сколково» такую возможность нам предоставляет в формате аккредитованных провайдеров по обслуживанию бизнеса. Это дает нам льготные условия, на 20-25% ниже рынка, гарантию качества, экономию времени на поиск надежного партнера. Их скорость реакции, гибкость и профессионализм позволили нам сделать выбор практически без колебаний», - рассказывает Константин Белкин, директор ООО «1ГеоЛаб», Участник проекта «Сколково»

Про технологические сервисы, которые упоминались выше, стоит рассказать отдельно. По сути, это специальная научно-исследовательская инфраструктура для ускорения разработки проектов и выведения продукции на рынок. Провайдеры Центров коллективного пользования (ЦКП) выполняют работы заказчиков на современном научно-исследовательском и технологическом оборудовании на уровне ведущих мировых университетов и компаний-профессионалов, специализирующихся в опытном производстве. Они используют новейшее ПО для обработки результатов. Особое внимание уделяется работе с заказчиками. Она включает в себя проведение персональных демо-работ, обучение пользователей, организацию семинаров по перспективным методиками исследований.

«Мы аккредитуем Центры коллективного пользования Технопарка «Сколково» для того, чтобы у Участников проекта была возможность быстро и качественно создать прототип или провести исследования, не приобретая дорогостоящее оборудование. Это позволяет сэкономить одни из самых важных для стартапа ресурсов: время и деньги, а также сделать проект более привлекательным для инвестора и подготовить его для выхода на рынок», - рассказывает Андрей Сартори, директор по развитию НИОКР сервисов.

Для обеспечения скорости выполнения заказов техническое задание рассматривается в присутствии заказчика, и заказы Участников проекта «Сколково» отрабатываются в приоритетном порядке. По состоянию на декабрь 2014 года аккредитовано 29 ЦКП в направлениях прототипирование, метрологические исследования, биомедицинские сервисы и услуги испытательных центров.

«Технопарк «Сколково» - это off-line и on-line площадка, где каждый Участник проекта «Сколково» может получить полноценную поддержку своего проекта.

Все начинается с Консультационного центра, который знает ответы на все вопросы и становится проводником в экосистему «Сколково».

Мы постоянно работаем над расширением списка сервисов по обслуживанию бизнеса Участников проекта, чтобы многие вопросы можно было решить в стенах Технопарка. Мы создаем лаборатории и аккредитуем Центры коллективного пользования по всей России, чтобы всем Участникам проекта «Сколково» были доступны уникальные НИОКР-сервисы на льготных условиях по самым востребованным направлениям.

Все это расширяет уникальную экосистему и открывает безграничные возможности для развития проектов участников», – уверен Ренат Батыров, генеральный директор Технопарка «Сколково».

В следующем году предполагается рост интереса к жилищному сервису, так как с января 2016 года все Участники обязаны разместить исполнительный орган на территории Инновационного центра «Сколково». Это предполагает миграцию региональных стартапов. Она же, в свою очередь, повлечет за собой необходимость в поиске жилья для Участников проекта.