- Мы являемся институтом развития, но не финансирующим и не ресурсным. Мы помогаем людям реализовывать проекты самостоятельно. Мы помогаем снимать барьеры - административные, коммуникативные и барьеры, связанные с отсутствием компетенций. Иначе говоря, мы помогаем менять старую нормативную базу на новую.
- Можете привести примеры?
Второй пример из образовательной сферы. Если мы говорим о законе об образовании предыдущего периода, там не была регламентирована такая элементарная вещь, как электронное образование. Благодаря в том числе и усилиям агентства в закон были внесены изменения и электронное образование - онлайн-курсы, скайп-лекции и так далее - фактически было лигитимизировано.
- Чем еще занимается агентство помимо проектной работы?
- Если мы говорим о направлении «Молодые профессионалы», то здесь системные проекты связаны с одной стороны с рабочими кадрами - это развитие движения Worldskills в России и развитие проекта дуального образования - проекты, связанные с поддержкой переноса международных компетенций - это проект «Глобальное образование». Это проект о том, как обычные российские дети могут учиться в Оксфорде и Гарварде, получать там компетенции и работать в России.
Еще один раздел работы направления «Молодые профессионалы», это работа с будущим. Мы все понимаем, что во многих областях Россия находится в догоняющей позиции. И, соответственно, если мы занимаемся только тем, что постоянно догоняем лидеров, мы, к сожалению, никогда не окажемся впереди.
Очень важно понимать, какие мировые тренды, события и закономерности влияют на будущее в горизонте до 2035 года. Соответственно, когда мы лучше всех в мире понимаем, что будет происходить в этот период, мы имеем возможность «срезать на повороте». Условно говоря, траектория развития нелинейна, она витиевата. У нас есть возможность не проходить какие-то этапы. Это наше так называемое движение форсайтов. В АСИ ежегодно проходит мероприятие «Форсайт-флот», на котором мы объединяем людей, готовых работать с будущим, готовых объединяться вокруг этого будущего и реально в него вкладываться.
- Занимаетесь ли вы управлением талантами?
- Почему вы приехали на молодежную школу «Открытие талантов» и какого результата ожидаете?
- У меня здесь две роли. Первая не связана с АСИ. Я выходец из Казани и в форуме вижу вызов - что я могу принести родной земле. Пока, наверно, только видение того, как все это выглядит со стороны. С точки зрения агентства - это поддержка проектов, связанных с развитием лидеров нового поколения. Здесь хорошо интегрируется та идея, которую мы глубоко поддерживаем - это открытое образовательное пространство, основанное на проектах.
Если мы говорим об образовании текущего поколения в России, то здесь учитель является ведущим звеном, которое транслирует, а то и навязывает свою волю и знания ученикам. Если говорить о поколении более развитых стран, причем предыдущем, то там скорее модель открытого типа - это совместное проживание и жизнь через деятельность.
Когда дети и преподаватели являются союзниками в достижении определенной цели. Это очень интересный формат и АСИ заинтересовано в том, чтобы в России начали появляться и развиваться такие истории.
Пока в России нет ярко выраженных систем управления талантами. И если Татарстан попробует пройти по этому пути, это будет интересно.
- Сергей Гиль в своем интервью KazanFirst приводил пример немецкой системы воспитания, в частности институт консультантов. Один из вариантов такой работы - консультант по наркотикам. Смысл в том, что в школы Германии психоактивные вещества приходят первыми. Запрещать их бесполезно, они продаются по неформальным каналам. Администрация школы находит педагога, который имеет вес среди детей. Педагог ведет уроки и профессионально следит за детьми, предлагая помощь в случае чего. Этому консультанту запрещены контакты с полицией, поскольку он работает на доверии. При помощи таких связей у них нет криминала. Насколько подобная система применима к российским реалиям?
- Не хотелось бы рассуждать о том, нужны ли нам учителя, которые беседуют с учениками о наркотиках. Основной месседж здесь в том, что фактически учитель и ученики ставятся на одну грань и являются партнерами, а не ментором и учеником. Мир настолько стремительно меняется, что взрослые не успевают за детьми, и дети начинают образовывать взрослых. И здесь идет некая синергия.
- Получается, что школа «Открытие талантов» это стартовое мероприятие большой программы по созданию креативного пространства в Татарстане. С какими сложностями может столкнуться программа на пути пятилетнего срока ее реализации?
- Очень сильной стороной Казани является централизованная система, которая быстро принимает административные решения и эффективно из обрабатывает. Поэтому Татарстан один из лидеров инвестиционного рейтинга и один из лидеров большинства проектов, которые реализуются на территории России. Но с другой стороны эта сила во многом основана на централизации, единомыслии и единоначалии. А таланты предполагают, что эта система так или иначе должна разрушаться и меняться. Вопрос в том, насколько действующая система и люди в этой системе готовы меняться изнутри. Когда вы в свою систему принимаете что-то новое - вы автоматически меняетесь. И границы этого описать сложно. Я думаю, что первой проблемой будет внутреннее состояние людей, которые находятся в рамках знакомой области знаний и опыта.
Второй проблемой очевидно станет то, что система может получить неквалифицированного заказчика. Когда мы говорим о том, что людьми занимается только система образования или соц защиты, то мы глубоко ошибаемся. Фактически сейчас человеческий капитал все больше и больше становится одним из важнейших в создании новых отраслей и новой экономики. Если мы относимся к людям, как к социальным обязательствам, то такая система не вырастает. Важно сменить идиому, заказчиком этой системы должна становиться экономика. И людей в этом плане можно рассматривать как актив, который позволяет меняться и быстро развиваться.
Елена Орешина - Казань