Бизнес-климат не поспевает за «дорожными картами»

Практика улучшения российского инвестклимата отстает от теории, описанной в утвержденных правительством профильных «дорожных картах». Как следует из имеющегося у «Ъ» доклада предпринимательских объединений по итогам проведенных ими анонимных проверок работы госорганов, даже в случае формального соблюдения ведомствами утвержденных норм бизнес по-прежнему сталкивается с множеством непредвиденных препятствий. Наименее прозрачным остается регулирование в строительстве, подключение к энергосетям занимает больше времени, чем зафиксировано в «карте», а эффект от упрощения таможенных процедур де-факто нивелирован усилением контроля.

Сегодня Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с деловыми объединениями (РСПП, ТПП, «Деловая Россия», «Опора России») и представителями ведомств (ФНС, ФТС и Росреестр) на конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату» обсудят итоги мониторинга «дорожных карт» по этой теме. Для составления доклада предприниматели провели контрольные закупки по основным процедурам, зафиксированным в «дорожных картах» (а также в рейтинге Doing Business (DB) Всемирного банка (ВБ)). Напомним, целью реализуемого с 2012 года пакета из 15 «дорожных карт» является вхождение РФ в 2018 году в топ-20 этого рейтинга (сейчас - 62-е место). Проверки проводились на основе реальных бизнес-кейсов по пяти «дорожным картам» (строительство, таможня, доступ к энергосетям, регистрация собственности и предприятий). Всего в этом инспектировании госорганов поучаствовали 107 предпринимателей.

Как выяснилось в итоге, наиболее проблемным направлением остается получение разрешений на строительство. В некоторых регионах проверку даже не удалось начать из-за невозможности получить земельный участок. «Механизмы зачастую слишком непрозрачные»,- сказал «Ъ» руководитель направления «Новый бизнес» АСИ, председатель предпринимательского объединения «Клуб лидеров» Артем Аветисян. В двух регионах, где проверки все же удалось запустить, сроки только на получение участка были превышены на 15-30 дней, сказано в докладе. 

Суммарно, по оценке ВБ, процедуры занимают 238 дней, по этому субиндексу в Doing Business РФ получила одну из самых низких оценок (156-е место). Не удалось на практике и уложиться в срок при подключении к энергосетям (143-е место в рейтинге DB). 

В Москве этот процесс занял 254 дня против 180 дней, закрепленных в «дорожной карте». Также выяснилось, что сетевые компании навязывают более высокие ставки платы за присоединение, хотя итоговая стоимость подключения и оказалась ниже принятой нормы (в Москве оно стоило 600 тыс. руб., ВБ оценил этот показатель примерно в 1,8 млн руб.). «В идеале подключение к энергосетям должно быть бесплатным, так как сеть получает клиента. Эта практика уже действует в ряде стран»,- замечает господин Аветисян.

Лучшей, чем ожидалось, оказалась ситуация на таможне. Для оформления модельного товара потребовалось шесть, а не восемь документов, затраты составили $1,75 тыс. при поставке через морской порт (в ВБ их оценивали в $2,4 тыс.). Однако с учетом фитосанитарного и ветеринарного контроля количество процедур на таможне увеличилось. 

Выяснилось также, что грузы по модели невозможно оформить в электронном виде из-за требований Россельхознадзора. В АСИ поясняют, что модельные параметры зачастую не совсем применимы к российским реалиям и не подходят для использования в целях контрольных закупок. В частности, DB не учитывает надзора за качеством продукции. «Улучшение ситуации заметно в случае однотипных поставок, когда уже налажена процедура и все бумаги оформлены с точностью до запятой,- отмечает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.- Когда же поставляется новый или не имеющий аналогов в России товар, то провести его через границу стало сложнее: ужесточились требования к происхождению товара, мелочам в заполнении документации, таможенники стали чаще запрашивать справки других проверяющих органов».

Меньше всего расхождений с нормами, зафиксированными в «дорожных картах», было выявлено по линии госрегистрации - юридических лиц и собственности. Впрочем, и в последнем случае для получения документа простоять в очереди пришлось несколько часов вместо 40 обещанных минут, сетуют предприниматели. 

В «Клубе лидеров», курировавшем проведение контрольных закупок, отмечают, что часть проблем удалось решить после консультаций с ведомствами. В частности, с ФНС таким образом удалось запустить работу онлайн-сервиса по регистрации предприятий. В АСИ рассчитывают, что теперь предприниматели смогут обсудить случаи нехватки нормативного регулирования в рамках созданных совместно с министерствами рабочих групп.

Татьяна Едовина