22 сентября в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) состоялось заседание рабочей группы экспертного совета по направлению «Социальные инициативы» под председательством Елены Николаевой, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по жилищной политике и ЖКХ.
Потенциально системными были признаны и приняты на проработку Агентством стратегических инициатив 3 проекта: «Ресоциализация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе вступивших в конфликт с законом», «Обеспечение возможности вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» для лиц с ограниченными возможностями по слуху» и «Медиашкола» Арины Шараповой.
Заместитель директора направления «Социальные проекты» АСИ Анна Нестерова отметила, что сегодня система обучения подростков в СИЗО и колониях далека от совершенства. Осужденные и находящиеся под следствием подростки не на всех этапах имеют возможность получать базовое образование. В СИЗО, где ребята могут находиться достаточно продолжительное время, они не учатся вообще – в законодательстве не прописаны гарантии, обеспечивающие обучение в таких условиях содержания. По словам Анны Нестеровой, Минобрнауки России и Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) поддержали инициативу лидера проекта - решить эту проблему на законодательном уровне.
Василий Ласточкин, лидер проекта, много лет посещает колонии, общается с трудными детьми. При поддержке АСИ он уже реализовал проект «Мои горизонты», который был направлен на создание благоприятной среды для профилактики детской преступности в колониях, специальных образовательных учреждениях, в детских домах.
«На данный момент по статистике, представленной на сайте ФСИН России, в колониях сейчас находится 1900 детей. Но если посмотреть другую статистику, то видно, что во взрослых исправительных колониях содержатся 125 тысяч людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это «наши подростки», которых просто не успели посадить до 18 лет», - рассказал о проблеме Василий Ласточкин.
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» предполагает, что дети в СИЗО должны заниматься самообразованием. По мнению лидера проекта, мотивации самостоятельно читать учебники у таких ребят нет. Василий Ласточкин предложил системное решение: чтобы реформа образования заработала эффективно, в школах воспитательных колоний нужно создавать ресурсные центры.
Во время очередной «Прямой линии» с Владимиром Путиным была озвучена важная проблема глухих - невозможность вызвать скорую помощь. Президент России дал АСИ поручение разработать проекты по совершенствованию индивидуальных программ реабилитации лиц с нарушением слуха и уточнить перечень технических средств, необходимых для такой реабилитации.
«Как правило, экстренные службы не принимают текстовые сообщения в тех форматах, которые могут послать глухие. В некоторых регионах мы нашли практики, которые позволяют это сделать, но не всегда такая услуга предоставляется в круглосуточном режиме», - обозначила проблему Надежда Смирнова, руководитель Департамента по поддержке проектов направления «Социальные проекты» АСИ.
Планируется, что Медиашкола станет экспериментальной площадкой новой системы дополнительного образования. «В ходе работы Агентства над концепцией дополнительного образования для детей стало понятно, что системные меры в государственном секторе отсутствуют. Сегодня мы нашли пути и механизмы, чтобы эта новая отрасль в стране зажила на примере такого хорошего проекта, как «Медиашкола», - отметил Владимир Яблонский, директор направления «Социальные проекты».
«После школы дети должны быть заняты интересными важными делами. У нас они будут получать навыки различных профессий, у нас есть актерское мастерство, ТВ, дизайн и другие. Все эти студии взаимопроникаемые, и, в конечном итоге, дети, выходя от нас, может, и не станут актерами, но, во всяком случае, они смогут уверенно идти дальше по жизни с хорошим русским языком», - рассказала Арина Шарапова, лидер проекта.
Также на заседании были рассмотрены и перешли на этап сопровождения 4 лидерских проекта.
В начале сентября 2014 года в Можайском районе Москвы при поддержке АСИ состоялось открытие первой и уникальной в своем роде выставки фотографий Анастасии Давыдовой, общественного деятеля, инвалида I группы. Именно эта выставка и послужила началом нового проекта, с помощью которого планируется вовлечь в активную социальную жизнь сотни москвичей с ограниченными возможностями. В планах - тиражирование проекта в столичных округах и в регионах России.
«Я хочу социализировать людей, попавших в трудную ситуацию, чтобы они не замыкались в себе, чтобы выходили на улицу и вливались в общество. Я хочу своим проектом показать другим инвалидам пример, что есть сильные люди, которые могут многого добиться. Хочу, чтобы люди не опускали руки, а вышли и увидели, как прекрасен этот мир», - поделилась своими планами Анастасия Давыдова.
Проект уже существует в интернете. Это площадка, где для детей будет представлен огромный выбор курсов, секций, кружков. В Москве эта платформа уже успешно работает. «Самое большое преимущество проекта в том, что родители и учителя могут заказать online услугу и оплатить ее сразу на портале», - отметила Татьяна Шубина, руководитель проекта АСИ.
«Мы ставим для себя цель - это многообразие форм и видов дополнительного образования. Любое учреждение может прийти к нам: и государственное, и коммерческое. Но мы пока не смогли достучаться до всех. На нашей платформе можно разместить информацию о своих мероприятиях бесплатно», - рассказал о портале лидер проекта Александр Костин.
Проект запускается на территории Татарстана. Подразумевается, что у детей в этом лагере будет возможность пройти разные программы отдыха, в том числе, дети старше 14 лет смогут получить и трудовое воспитание с согласия родителей и за вознаграждение. Лидер проекта: Рифкат Фахрутдинов.