Бизнес идет в ясли

К началу нового учебного года правительство РФ одобрило концепцию развития дополнительного образования детей, предусмотрев в ней ряд мер по развитию государственно-частного партнерства, а Минобрнауки России подготовило проект постановления о предоставлении субсидий частному бизнесу, реализующему инвестиционные проекты в образовании. Подробности РБГ выяснила у директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Владимира Яблонского.

Согласно целевым указам президента РФ, к 2020 году дополнительным образованием должно быть охвачено практически 75% детей в возрасте от пяти до 18 лет. При этом государство рассчитывает, что к развитию этого сектора в России активно подключится частный бизнес. Какие именно меры по расширению участия бизнеса учтены в новой концепции развития дополнительного образования? Достаточны ли они для того, чтобы некоммерческий сектор начал «выходить из тени», стал конкурентоспособен в системе образования?

Во-первых, конкурентоспособные бизнес-проекты в образовательной сфере и, в частности, в системе дополнительного образования уже существуют и тиражируются. В качестве наиболее ярких примеров действующих проектов в этой области можно отметить проект «Мастерславль» в Москва-Сити - это целый мини-город для детей, где они могут попробовать освоить свыше 100 тыс. профессий, детский центр научных открытий «Иннопарк», медиашкола А. Шараповой и др. Набирают популярность небольшие частные студии творческого и культурного развития детей, научно-технические детские лаборатории. Это стало возможным и благодаря тому, что за последние годы уже удалось снять ряд административных барьеров, оптимизировать требования к устройству зданий и помещений, и благодаря тому, что доверие предпринимателей и их желание делать проекты, действительно способные что-то изменить в стране, растут.

За последние три года удалось сделать понятным движение социального предпринимательства в стране и в области дополнительного образования в частности. Но, конечно, очевидно, что потенциал негосударственного сектора в образовании еще не используется в полной мере, механизмы государственно-частного взаимодействия нуждаются в совершенствовании. Бизнес необходимо мотивировать. Мы встречались с предпринимателями, провели десятки рабочих групп с участием бизнеса и органов власти, разобрались с тем, что сегодня имеет принципиальное значение для активных лидеров, а также для крупного бизнеса, который может входить в эту сферу.

Знаю, что некоторые из этих предложений вошли в утвержденную концепцию развития дополнительного образования. Какие именно?

В частности, налоговое стимулирование бизнеса, снижение ставок арендной платы, субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставление государственных гарантий для перспективных стартапов в сфере дополнительного образования, упрощение процедур лицензирования. Это не полный перечень необходимых мер для развития ГЧП в области образования в целом, и мы будем продолжать настаивать на том, чтобы он расширялся. Например, речь идет про такие меры, как развитие механизма заключения концессионных соглашений, льготные тарифы на потребление энергоресурсов, дальнейшее совершенствование СанПиНов и др.

Про субсидирование процентных ставок по кредитам хотелось бы поговорить отдельно. Минобрнауки России подготовило проект постановления правительства о предоставлении бюджетных субсидий бизнесу на возмещение процентов по кредитам на строительство, капремонт и оснащение учебных заведений. Как именно это отразится на конкретных проектах?

Если, например, вы захотите сегодня открыть сельскохозяйственное предприятие, вы получите кредит по очень низкой ставке, она субсидируется. А если детский сад, центр досуга и творчества для детей, то занимать деньги придется под 15-17%. Очевидно, что действующие ставки тормозят возможности реализации новых, зачастую низкомаржинальных, но важных проектов в социальной сфере. Мы внесли предложение использовать механизм субсидирования, который уже опробован и действует для сельхозпроизводителей. А именно субсидирование ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ, действующей на дату заключения договора кредита. Сейчас это 8,25%, они и подлежат возмещению. При этом 2/3 из них финансируются за счет средств федерального бюджета, а 1/3 - софинансируется за счет средств бюджетов субъектов. Если эта мера будет реализована полномасштабно, это приведет к серьезному притоку инвестиций в сферу образования и в перспективе должно вести к качественному изменению этой среды в целом. В любом случае то, что сейчас правительство всерьез рассматривает вопрос субсидирования ставок по кредитам в сфере образования - это серьезный прогресс.

Насколько сегодня готовы субъекты к внедрению таких мер стимулирования ГЧП в образовании, софинансированию?

Ситуация от региона к региону разная. Например, в Омской области есть достойные результаты в области дошкольного образования. Только за первое полугодие 2014 года выпускники Омского центра инноваций социальной сферы открыли 4 новых детских сада. Сумма привлеченных бюджетных средств составила чуть больше 1,5 млн руб., а внебюджетных средств - 11,5 млн рублей. Лицензированные детские сады посещают сейчас около 350 детей, при этом 50 мест было передано под муниципальный заказ.

А сами родители готовы отдавать детей в частные заведения?

Готовы. Задача расширения участия частного бизнеса в системе образования состоит не в том, чтобы сделать образование платным. Государство продолжает оставаться там, куда приходит частный сектор, гарантируя социальный минимум. Но, как показывает практика, и здесь его возможностей не всегда хватает и на помощь приходит негосударственный сектор. Более того, мы должны ориентироваться на «социальный максимум». Для этого деньги должны идти за ребенком. Т.е. если одну и ту же услугу по одинаковой цене государство может закупать как в бюджетной, так и в лицензированной частной организации, при этом в частной она будет оказана лучше, то родители должны иметь возможность этого выбора: в какую организацию при равных условиях они приведут ребенка. Негосударственный сектор в значительной мере повышает вариативность услуг, что для государственных учреждений пока заоблачные дали. Например, прекрасные школы иностранных языков, центры раннего развития. В концепцию дополнительного образования, например, также включены наши предложения по созданию полномасштабных интерактивных музеев науки для детей и подростков. Планируемая посещаемость одного такого музея составляет около 100 000 детей в год. И это совершенно иной подход к обучению, совершенно иное качество.