Подготовка к «Форсайт-флоту 2014»: 5 сценариев будущего обсудили в Приморье

Представительство Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Дальневосточном федеральном округе организовало сессию стратегического планирования для предпринимателей, представителей органов власти и экспертов Приморского края. Мероприятие проходило во Владивостоке 23 и 24 июля.


Участники обсудили основные приоритеты, возможные сценарии и эффективные технологии развития Приморья в контексте Дальнего Востока, России и мира, а также имидж региона, его ключевые проблемы и возможности.

Результатом работы участников стратегической сессии должен стать «Манифест-2050» (единое видение стратегии развития Приморского края), который будет представлен на масштабном мероприятии - «Форсайт-флот 2014» в Якутии.

«Возможно, этот Манифест станет канвой для дальнейшей, более глубокой работы по разработке стратегии развития региона. При этом брошюру такой мини-конституции края можно будет купить в любом газетном киоске, чтобы вся эта информация не оставалась в кулуарах, а шла в массы», - пояснил ведущий сессии, урбанист, экономист Денис Визгалов.


Он предложил участникам рассмотреть 5 вариантов будущего Приморья:


  • «Региона крепкого, прочного, стабильного» в унитарной России, где все управление идет прямо из Москвы, а главный механизм экономического развития - масштабные государственные целевые программы, Приморье развивает промышленную специализацию;

  • «Приморье - образец гражданского общества», где регион становится образцом местного самоуправления европейского образца, а власть руководствуется девизом решения всех региональных и городских проблем «всей общиной». Чистые подъезды, улицы, воздух и вода, уникальные сады, парки, набережные;

  • «Приморье - Status Quo», где главной идеей стало оставить ситуацию в регионе такой, какая она есть сейчас;

  • «Приморье - российский бизнес-лидер», где ставка делается на промышленность — частный капитал, крупные градообразующие корпорации, рыболовецкие холдинги. Край стал локомотивом экономического развития России с идеальным инвестиционным климатом и нулевой безработицей;

  • «Приморье - культурная витрина России», «Европа на Дальнем Востоке» - где главным богатством региона становится уникальная история края, в окрестностях Владивостока появляется крупнейший в России культурно-туристический комплекс, туризм становится стержнем экономики.


Эксперты начали работу, разделившись на семь групп. Каждой из них досталась своя роль - одни представляли интересы пенсионеров, другие - власти, молодежи, рабочего класса, крупного бизнеса, творческой и интеллектуальной элиты и, так называемого, гражданского общества. Их задачей стало определение стратегических приоритетов представляемых групп населения и как эти приоритеты сочетаются с каждым из предложенных вариантов развития Приморья. Первыми выступила «молодежь».


«Мы определились, что для молодежи очень важна активность, мобильность, деньги, работа, социальные лифты, детские сады, открытое правительство, романтика. Мы выбрали четвертый сценарий, где Приморье становится российским бизнес-лидером», - представил позицию группы председатель Общественного экспертного совета по привлечению инвестиций в Приморский край Александр Монастырёв.


Этот выбор поддержали и другие эксперты - они отметили, что приморская молодежь действительно крайне нуждается в свободе выбора своего жизненного пути и «с молоком матери» впитывает желание заниматься собственным бизнесом. Следующим высказался «рабочий класс». «Мы решили, что наш интерес - наличие рабочих мест, наличие детсадов, доступного образования, медицины, стабильное «завтра», обустройство городских пространств. Мы предполагаем, что такой категории нужна надежность в лидере, поэтому выбрали первый вариант развития, где Приморье предстает как крепкий, прочный, стабильный регион. Хотя очень склонялись к четвёртому варианту», - пояснила Диана Кровлина, директор Дальневосточной кадровой сети Кадровых агентств «Успех».


«Творческая» интеллигенция решила, что главный её потенциал - возможность реализации. «Нам нужна аудитория, поклонники, спрос на наше творчество, культурная мобильность в регионе - международный обмен и открытость во всех смыслах. И главное - нам нужна поддержка со стороны власти и бизнеса: мы привлекаем в регион аудиторию, а она будет приносить доход государству и бизнесу.


Приморье как «культурную витрину России», выбираем пятый вариант», - озвучили своё мнение эксперты первой группы.


Группа «власти» призналась, что больше всего их интересует сама власть. «Конечно, привлекателен сценарий - оставить все, как есть, но из предложенных вариантов мы выбираем первый, в котором концентрация на власти становится еще больше», - отметил участник второй группы экспертов Дмитрий Алексеев.


Гражданское сообщество решило пойти методом исключения. Первый и третий варианты были исключены сразу. «Естественным путем мы пришли ко второму варианту - будущему Приморья как образца гражданского общества. Мы хотели бы, чтобы под тезисом свободного общества была реальная почва, а стратегия подразумевала дальнейшее развитие», - пояснил ответственный секретарь Приморской Федерации велоспорта Борис Бодров.


Приоритеты «пенсионеров» разделились на тех, кто продолжает жить ради детей и тех, кто решил пожить для себя. Отсюда и выбор экспертов - одна категория выбирает четвертый вариант, другая - второй.


«Считаю, что если регион в бизнес-лидерах России, значит и у пенсионеров все в порядке», - добавил руководитель ООО «Ри Лог» Виктор Ерукаев. «Крупный бизнес» выбрали первый сценарий стабильного региона. «В первом варианте у нас семимиллионный регион, в котором активно сносится ветхое и строится новое жилье, и нулевая безработица. Откуда же брать новые кадры, если все трудоустроены? В остальных вариантах также не указаны возможности для развития бизнеса. Также очень важно взаимодействие с властью - она должна быть ясной, понятной, стабильной, тем более первый вариант не предусматривает стагнации», - пояснил Максим Кривелевич, старший научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН.


«Мы просмотрели пять сценариев. Ни разу не было такого, чтобы все группы выбрали один вариант - люди выбирают исходя из личных и групповых интересов. Кроме того, даже одна ролевая группа не может дважды выбрать один и тот же вариант, ведь все зависит от выбранных приоритетов. Бывает, что «гражданское общество» выбирает первый вариант стабильной, крепкой власти, так как в нем есть вызов конкретно их группе. А власть зачастую выбирает вариант «гражданского общества», чтобы снять с себя какую-либо ответственность за принятие решений», - прокомментировал результаты Денис Визгалов.

Участники также сформулировали стратегическое видение развития региона, которое удалось облачить в краткую форму слогана. При этом «формула» должна была быть адекватна региону, уникальна, содержательна, лаконична и проста.

Варианты «будущего Приморья» оказались крайне разнообразными:

  • «Тихоокеанский Порто-Франко XXI века» - как регламент свободы, царящей в регионе;

  • «Край у моря с океаном возможностей»;

  • «Азиатский Гринвич» - как позиционирование Приморья в качестве места, по которому будут сверяться все часы Азии, и пункта слияния двух культур.

В ходе обсуждения некоторые эксперты отметили неточности в позиционировании региона через подобные формулировки. Остальные «команды» в целях экономии времени решили объединить все свои варианты «формул» в единые слоганы. 


В результате на свет родились еще несколько укрупнённых вариантов стратегического видения региона от экспертов:

  • «Приморье - золотой мост России в Азии» - как сверхидея международного сотрудничества на территории региона;

  • «Приморье - европейский край в Азии, туристическая рекреационная земля, на которой живут большие семьи, сохраняющие традиции, и романтики»;

  • «Приморье наводит мосты между Европой и Азией»;

  • «Дальний Восток ближе, чем кажется»;

  • «Соединяем Европу и Азию».

Комментируя результаты групповой работы, Денис Визгалов отметил, что позиционирование родного края как границы Европы и Азии, к сожалению, очень распространено в России - так, на Урале, где проходит географическая граница макрорегионов, крайне распространено мнение о слиянии двух культур именно в этом районе.

«Хочется отметить тему мостов - она прозвучала почти у всех групп и связана не только со стратегией, но и с мега-событием, которое прошло в Приморье. Думаю, это ключевой посыл. Идея близости Дальнего Востока может сыграть на руку - это маркетинговый посыл, который нивелирует ныне существующий негативный посыл названия региона. А нишу «Тихоокеанской России» нужно занимать первыми - пока она свободна, но на неё многие регионы могут претендовать», - добавил Денис Визгалов

По общему решению, все варианты новых «Формул» будут размещены в Интернете, чтобы дать возможность оценить идеи экспертов простым гражданам и тем специалистам, которые не приняли участия в Сессии стратегического развития Приморского края.