Лучшие практики и типичные ошибки регионов в организации работы с инвесторами представили в Свердловской области

Завершающее мероприятие летнего цикла семинаров Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Курс на инвестиции» состоялось 25 июня в Екатеринбурге. Участники экспертных групп по оценке внедрения регионального инвестиционного Стандарта и представители органов исполнительной власти субъектов Сибирского и Уральского федеральных округов озвучили свои предложения по формированию Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, а также представили лучшие практики сопровождения инвестпроектов и оказания государственной поддержки малому и среднему бизнесу.

О результатах Национального рейтинга состояния инвестклимата

«На данном этапе рейтинг оценивает не столько инвестиционную привлекательность региона, сколько качество усилий региональной управленческой команды, состоящей из региональных властей, из территориальных подразделений федеральных органов власти и из муниципалитетов. Те регионы, которые попали в первую пятерку по результатам пилотного рейтингования, уже были отмечены в выступлении Президента России на Петербургском международном экономическом форуме. Помимо этого, к результатам общенационального рейтинга должна быть привязана система федеральных бюджетных поощрений - такое поручение было дано по итогам форума», - отметил в своем выступлении генеральный директор АСИ Андрей Никитин.

Андрей Никитин

Глава Агентства стратегических инициатив особо выделил роль регионов и муниципалитетов в реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ): «По поручению Президента федеральные «дорожные карты», которые подготовлены на период до 2018 года, должны быть приняты на уровне законов до конца 2014 года. По нашей информации, соответствующие законы будут приняты к зиме, а это значит, что федеральных административных барьеров для ведения бизнеса, по сути, в законодательстве остаться не должно. Однако остается вопрос качества регионального законодательства. Здесь очень велика роль органов власти субъектов и роль муниципалитетов».

Андрей Никитин поддержал инициативу губернатора Свердловской области оценить качество услуг для предпринимателей на муниципальном уровне, так как именно на примере работы районного чиновника формируется представление обо всей политической вертикали. Генеральный директор АСИ также отметил, что по итогам пилотного рейтинга наиболее часто фиксируемые случаи коррупционного давления на бизнес связаны именно с уровнем местного самоуправления: 

«Если в администрациях регионов есть четкие регламенты, понятные процедуры, работает система «одного окна», то в муниципалитетах предприниматели сталкиваются с коррупцией в полный рост. Крупные инвесторы, попадающие в зону внимания региональных администраций, оценивают инвестиционный климат хорошо, когда как малый и средний бизнес, который работает с муниципалитетами, ставит оценки намного ниже, чем нам бы того хотелось».

Алексей Орлов

Заместитель Председателя Правительства Свердловской области Алексей Орлов подчеркнул, что, несмотря на неожиданно низкую позицию региона в Национальном рейтинге инвестклимата (Свердловская область попала в последнюю пятую группу), «каждый пункт рейтинга стал для нас своеобразной установкой. Мы планируем разработать «дорожную карту» по улучшению каждого показателя, в чем очень помогает информация по оценкам каждого региона - есть на кого ориентироваться в работе, где посмотреть лучшие практики».

О совершенствовании методологии формирования Национального рейтинга состояния инвестклимата

Заместитель корпоративного директора АСИ Вера Адаева рассказала участникам встречи о методологии формирования выборок по каждому пункту оценки и выразила благодарность представителям экспертных групп и активистам из регионов за оперативную помощь в приглашении предпринимателей к опросам. 

Также она подчеркнула, что по итогам общественного обсуждения методологии рейтинга будет изменен порядок расчета показателей, связанных с получением лицензий и разрешений: «Подобное изменение связано с тем, что некоторые оцениваемые процедуры проходит слишком малое количество предпринимателей, поэтому их опрос представляется недостаточно репрезентативным. Например, в некоторых регионах ряд лицензий за минувший год получали только 10-15 человек. В будущем мы хотим выделить основные лицензии и разрешения, получаемые предпринимателями, чтобы собрать достаточную выборку и получить более объективную оценку».

Вера Адаева

«Для оценки региона по направлению «Поддержка малого предпринимательства» нам требуется опросить большое количество бизнесменов из этого сегмента рынка. И нам бы помогла ваша поддержка в плане контактных данных предпринимателей», - обратилась Вера Адаева к представителям региональных администраций.

Директор методологического партнера АСИ по формированию рейтинга - the Boston Consulting Group - Игорь Кустарин в своем выступлении отметил, что в группах лидеров и группах аутсайдеров есть абсолютно разные по макроэкономическим параметрам регионы. Это значит, что рейтинг действительно работает и оценивает усилия властей вне зависимости от стартовой позиции региона. 

Игорь Кустарин

Он также заявил, что по итогам пилотного рейтинга инвестклимата к сентябрю 2014 года появится полный перечень успешных региональных кейсов: 

«Нами уже выделены 14 пунктов, по которым наблюдаются наибольшие разрывы в оценках между регионами. Формирование списка лучших практик будет завершено в ближайшие полтора месяца».

После презентации результатов рейтинга Андрей Никитин и Вера Адаева ответили на вопросы участников семинара и выслушали их предложения по внесению изменений в структуру показателей и методологию формирования рейтинга. 

Елена Артюх

В частности, было принято предложение уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елены Артюх - включить в рейтинг показатель экспертной оценки региональной нормативно-правовой базы.

Лучшие практики по внедрению и мониторингу регионального инвестиционного Стандарта

Руководитель управления по проектам улучшения инвестиционного климата АСИ Евгений Подшивалов рассказал участникам семинара о «Сборнике успешных практик», разработанном Агентством стратегических инициатив в мае этого года. «Конечно, в сборнике находятся не все практики регионов, которые мы выделяли в качестве образца, но эта методичка дает представление о наиболее эффективных шагах по реализации каждого пункта Стандарта, за исключением инвестиционной стратегии. По инвестиционной стратегии мы пошли другим путем: мы разбили стратегию на несколько блоков и выделили лучшие практики по каждому блоку. Мы считаем, что лучшей практики по написанию целостной стратегии пока нет, этот вывод можно будет сделать только по итогам реализации этой стратегии». 

Евгений Подшивалов

В качестве одного из лучших примеров Евгений Подшивалов выделил инвестиционную декларацию Ярославской области, которая «написана не только исходя из нормативного, но и из маркетингового подхода», что позволяет использовать ее как реальный инструмент продвижения региона.

С презентацией итогов внедрения регионального Инвестстандарта в Тюменской области выступил начальник управления департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства региона Андрей Шальнев. Особый акцент он сделал на работе с муниципалитетами и организации эффективного сопровождения инвестора через местные органы власти: «Мы активно подключаем глав муниципальных образований к работе над инвестиционными проектами. Для этого мы разработали типовой образец регламента сопровождения инвестиционных проектов, он выступает в связке с регламентами правительства и регламентом Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области». Более того, у фонда функционируют свои представительства в каждом муниципальном образовании региона. Так мы получили дополнительную сеть, через которую выстраивается диалог с местными инвесторами и предпринимателями». В качестве успешной практики Андрей Шальнев отметил «закрепление» каждого инвестиционного проекта за конкретными сотрудниками департамента Инвестиционной политики: «Это позволяет оперативно решать вопросы инвесторов и контролировать процесс».

Андрей Шальнев

С позиции пользователей этих услуг высказался заместитель руководителя экспертной группы по мониторингу внедрения Инвестстандарта в Свердловской области Владимир Алексейцев. Регион один из первых внедрил Стандарт полностью. Но, как подчеркнул представитель экспертной группы, большое количество пунктов было принято с «надеждой на будущее», а многие пункты - не в той конечной формулировке, в которой их хотелось бы видеть предпринимателям. Поэтому сейчас экспертная группа погружена в оценку реализации этих ожиданий. 

Владимир Алексейцев

«Даже когда регионом подготовлены все требуемые документы, следует проанализировать, насколько они эффективны. Отнюдь не факт, что все принятые меры будут способствовать улучшению делового климата. Даже, если все качественно на уровне бумаг, в жизни это может не работать», - заявил Владимир Алексейцев.

Он также отметил, что рабочая группа планирует уделить особое внимание инвестиционной стратегии региона: «Все остальные пункты Стандарта, так или иначе, связаны с инвестиционной стратегией. И только полное выполнение всех требований стратегии приведет к получению положительного результата. Например, стратегия Свердловской области в основном пишется для крупного бизнеса. Как же тогда можно ожидать улучшения делового климата для малого и среднего предпринимательства?»

Свой подход к организации мониторинга представил координатор экспертной группы Тюменской области Антон Язовских: «За каждый пункт Стандарта отвечают 2 члена экспертной группы. Это позволяет постоянно отслеживать ситуацию по данному пункту, а также дает членам Экспертной группы возможность применить свои профильные знания в интересующей их сфере». В качестве примера он привел результаты тестирования инвестиционного портала Тюмени экспертом, имеющим профессиональный опыт в IT-сфере: «Эксперт выяснил, что при запросе «инвестиции в регион» в поисковых сервисах за границей, региональные порталы не выходят на первые строки выдачи. Это означает, что поисковой оптимизации, существующей сейчас, недостаточно».

Также он отметил, что по отдельным пунктам Стандарта уже сложились неформальные рабочие группы с участием представителей органов власти Тюменской области. «Например, сейчас у нас на особом контроле РЭК, промышленные парки, реализация принципа «одного окна». Но одна из болевых точек - это кадры на муниципальном уровне. В рамках экспертной группы мы разработали стандарты профессионализма сотрудников муниципалитета и сейчас находимся на этапе их внедрения», - пояснил Антон Язовских.

Антон Москаленков

Руководитель управления по взаимодействию с международными организациями, предпринимательскими объединениями и отраслевыми союзами АСИ Антон Москаленков представил результаты анализа региональных инвестиционных порталов. 

«Типичная ошибка региональных сайтов - выделение слишком большого числа приоритетных направлений развития, - отметил он. - В идеале, их должно быть максимум 7-8. Если их больше, то это тревожный знак для инвестора, что регион не знает своих приоритетов и готов работать с любым инвестором, который появится».

Он также обратил внимание аудитории на соблюдение международных норм по каналу связи для иностранных инвесторов. «В соответствии с общемировой практикой, инвестор должен получить ответ о рассмотрении заявки в течение 24 часов, в течение 7 дней - ответ по существу, в течение 7 следующих дней - полноценный ответ с предложениями площадок, льгот, мер поддержки и с расписанием встреч. Конечно, вы можете руководствоваться нормами российского федерального законодательства, которое дает 30 дней на ответ, но в ситуации конкуренции между регионами это может сыграть против вас: кто-то может ответить быстрее», - заявил Антон Москаленков.

О системной работе над улучшением инвестиционного климата, которую проводит Свердловская область, рассказал в своем выступлении министр экономики региона Дмитрий Ноженко. Он выделил несколько направлений работы с инвестором, которые необходимо усиливать и развивать: «Как говорили многие докладчики сегодня, у нас существует большая проблема с открытостью данных.  Чтобы узнать что-либо, порой нужно сделать 10 кликов мышкой. Это неприемлемо, конечно. Сейчас мы разработали стандарт открытого министерства, он как раз решает вопросы предоставления открытых данных, а также интернет-сопровождения проектов». По словам министра, похожая ситуация наблюдается и с офлайн-информированием. 

Дмитрий Ноженко

«Мы недавно сделали «контрольную закупку» по информированию на местах о порядке регистрации предприятия: объявлений на досках нет, специалисты ничего не рассказывают, где получать информацию – не понятно. По итогам подобных «контрольных закупок» в муниципалитетах мы приняли решение, что все услуги предпринимателю теперь будут предоставляться через МФЦ. Предприниматель приходит в МФЦ ровно 2 раза: принести документы и забрать документы. Сейчас подобные регламенты отрабатываются в 5 пилотных городах, в ближайшее время мы планируем ввести их по всей территории области», - рассказал Дмитрий Ноженко.

Взаимодействие Свердловской области с инвесторами проиллюстрировали генеральный директор ЗАО «Архитектурно-строительный центр «Правобережный» Дмитрий Естехин и директор по реализации проекта ООО «Госпиталь восстановительных инновационных технологий» Олег Чернов. Они особо отметили роль личного взаимодействия и заинтересованности чиновников в проекте. «Нас подкупило то, насколько искренне сотрудники администрации поддержали наш проект. Чувствовалось, что они прилагают все усилия для того, чтобы он получил дорогу в жизнь», - сказал Олег Чернов. Инвесторы рассказали о двух проектах, реализуемых в области при активном содействии региональных властей. Госпиталь восстановительных инновационных технологий в Нижнем Тагиле, строящийся на средства частного инвестора, получил финансовую поддержку и от областного, и от федерального бюджетов, а для строительства нового кирпичного завода в городе Невьянске было заключено соглашение между инвесторами, муниципальными и региональными органами власти о поддержке в решении административных вопросов.

Семинар завершился практическим блоком по упаковке инвестиционных проектов. Заместитель руководителя управления по проектам улучшения инвестиционного климата АСИ Антон Яремчук провел для участников семинара интерактивную бизнес-игру «Конкурентные преимущества регионов», в рамках которой команды, состоящие из представителей разных субъектов РФ, формулировали инвестиционные предложения для запуска и сопровождения проектов на территории конкретного региона.