От развития талантов до исторической идентичности: эксперты обсудили механизмы достижения кадровой независимости страны

На международном форуме «Армия-2022» прошла сессия по вопросам достижения кадрового суверенитета страны. В разговоре участвовали представители бизнеса, образовательных и некоммерческих организаций, а также авторы проектов форума «Сильные идеи для нового времени». Модератором дискуссии выступила директор практики «Развитие компетенций» АСИ Жанна Кадылева.

Директор дивизиона «Кадровый потенциал» АСИ Роберт Уразов предложил коллегам основную модель достижения кадровой независимости. В нее заложены четыре базовых принципа: развитие таланта человека, его профессиональная самореализация; отождествление человеком своего будущего, результатов труда с будущим своей страны (историческая идентичность); возможность высокой профессиональной мотивации – поиск и реализация профессиональных решений в ответе на вызовы национального и мирового масштаба (сопричастность и конкуренция); возможность выстраивания долговременных стратегий и планов при реализации первых трех принципов.

«Кадровый суверенитет – это обеспечение когнитивной независимости страны, а также способность обеспечить критические направления своего развития и функционирования собственными кадрами. То есть суверенитет начинает касаться не только экономической эффективности и поиска новых решений, но и культурологических аспектов. Это гораздо сложнее. Нам нужно противопоставлять экономике потребления другое: когда можно себя относить к героям прошлого или самому формировать будущее», – сказал Роберт Уразов.

Генеральный директор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем (БАС) «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев считает, что для обеспечения кадрами сферы БАС необходимо изменить законодательство так, чтобы обучение внешних пилотов шло не только в немногочисленных подконтрольных Росавиации учебных центрах, но и в других учреждениях образовательной системы.

«Подход, при котором право обучать внешних пилотов есть только у сертифицированных Росавиацией учебных центров, не позволит подготовить нужное количество специалистов требуемой квалификации. Сегодня индустрия опережает регулятор и его подведы в объеме компетенций и практики, индустрия давно учит и умеет это делать лучше любого формально сертифицированного АУЦ. Сертификация Росавиацией образовательной организации, обучающей пилотов легких БВС, при отсутствии требования о наличии свидетельства, выданного той же Росавиацией, — это по меньшей мере странно. Политика «отмены» внешних пилотов как авиационных специалистов или сохранение избыточных требований к сертификации образовательных организаций еще больше уведет индустрию в тень».

В некоторых странах авиационные власти передают частным образовательным учреждениям право обучать внешних пилотов по единой, утвержденной государством программе, отметил Бабинцев. В результате количество специалистов в области БАС растет в этих странах стремительными темпами. Кроме того, ряд зарубежных правительств в последнее время начали вводить в программу школ и вузов предметы, связанные с беспилотниками, и организовывать разнообразные внеклассные активности на эту тему. «Это позволяет растить кадры со школьной и студенческой скамьи. Люди приходят в профессию гораздо более мотивированными и подготовленными. И, что особенно важно для кадрового суверенитета, эти люди чувствуют, что они востребованы и нужны в своей стране. А значит, захотят работать в ней», – отметил Бабинцев.

Заместитель генерального директора ГК «Геоскан» Павел Степанов отметил важность создания национальной технологической базы не только с точки зрения компонентов и деталей, но и подготовки кадров. По его словам, специалистам сейчас важно иметь мультикомпетентность и уметь применять современные технологии. В качестве примера решения таких задач он привел платформу «Восток» - финалиста форума «Сильные идеи для нового времени». Проект призван обеспечить сквозную подготовку нового поколения инженеров и создание на базе российского «железа» технологических решений для замены иностранных продуктов. На базе единого ресурса ребенок одновременно с игрой обучается нужным компетенциям, затем в старших классах школы и в вузе переходит к более сложным проектам. В результате получаем подготовленного разработчика для реальных систем на той же самой компонентной базе и программном обеспечении, с которыми он знакомился на протяжении всего срока обучения и подготовки.

Одним из решений проблемы подготовки востребованных кадров эксперты назвали методику проектного обучения. Это, к примеру, модель реализации проекта – финалиста форума «Сильные идеи для нового времени» – «Университетские центры ИТ-разработок». О нем на сессии рассказал профессор, руководитель лаборатории искусственного интеллекта Московского политеха Андрей Филиппович.

«Сейчас в стране подготавливается 500 тысяч ИТ-специалистов, для этого требуется 16 тысяч преподавателей-практиков. Пока отрасль покрыть потребность не может. Мы предлагаем создать при университетах центры ИТ-разработок – своего рода профильные конструкторские бюро, которые будут растить и закреплять ИТ-профессионалов на базе вузов. Центры будут выполнять разработки затребованных государством или компаниями ИТ-решений силами профильных преподавателей, аспирантов, студентов и привлеченных специалистов. Этот подход позволит частично обеспечить сохранение кадрового суверенитета, так как продукт создадут в университете, а он, в отличие от человека, уехать из страны вместе с технологиями не сможет», – подчеркнул Андрей Филиппович.

Ректор Академии ПСБ Алексей Нечаев рассказал о комплексной системе переподготовки кадров, которой они сейчас занимаются. Планируется создать на базе единой цифровой платформы систему тестирования и профилирования, целевого переобучения и дальнейшего трудоустройства переподготовленных специалистов, в том числе, на предприятия оборонно-промышленного комплекса. «Обеспечение кадрового суверенитета подразумевает подготовку лояльных и целеустремленных специалистов и руководителей, которые должны быть обеспечены возможностью самореализации и развития. Соответственно наша задача – сформировать систему, которая позволит решить задачу трудоустройства граждан увольняющихся с военной службы», — отметил Нечаев.