На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2014) подведены промежуточные итоги реализации мероприятий «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ).
24 мая в панельной сессии «Национальная предпринимательская инициатива в действии. От задач к результатам» приняли участие: помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин, директор направления «Новый бизнес» АСИ, Артем Аветисян и руководители рабочих групп по мониторингу хода реализации «дорожных карт» НПИ.
Основная задача «Национальной предпринимательской инициативы» - добиться снижения административных барьеров в экономике и вывести Россию в лидеры по инвестиционной привлекательности. В настоящее время уже утверждены 11 «дорожных карт».
«Дорожные карты - это 160 законов. Из них Госдума приняла только половину. Мы рассчитываем, что 15-20 законов будут приняты еще в осеннюю сессию. Мы проанализировали состояние остальных законов и приняли довольно сложное решение - подготовить оставшиеся законопроекты к внесению в Госдуму тоже в осеннюю сессию. Это очень высокая планка. Аппарат Правительства уже приступил к разработке детального графика законопроектной деятельности», - заявил Андрей Белоусов, помощник Президента Российской Федерации.
Предполагается, что все нормативно-правовые документы, связанные с реализацией «дорожных карт» НПИ будут приняты уже до конца 2014 года.
Андрей Никитин, генеральный директор АСИ: «Та задача, которую поставил Президент России по сокращению сроков разработки законопроектов, приводит к тому, что ускоряется и у депутатов работа с поправками. Но мы наблюдали случаи, когда замечания депутатов к изменениям в Земельный кодекс насчитывали 207 поправок. Для нас растет риск того, что в процессе прохождения через Госдуму те исходные идеи, которые предпринимателями были заложены, могут немного потерять свой блеск или свою новизну. И я думаю, одна из задач, которая перед нами стоит, нам нужно серьезно коммуницировать с комитетами, депутатами, рассказывать им о позиции бизнеса. Крайне бы не хотелось вернуться к афоризму Виктора Степановича Черномырдина про то, что «хотели как лучше, а получилось как всегда»».
Руководители рабочих групп НПИ поделились своими победами и неудачами в борьбе с административными барьерами.
Руководитель рабочей группы по мониторингу реализации мероприятий «дорожной карты» «Оптимизация процедур регистрации предприятий» Глеб Архангельский напомнил о том, что в конце апреля - начале мая 2014 года Президент России Владимир Путин подписал 4 федеральных закона, затрагивающих процедуры регистрации предприятий. В частности, теперь предпринимателям не нужно уведомлять Федеральную налоговую службу и внебюджетные фонды об открытии банковского счета.
Глеб Архангельский: «Это была совершенно непонятная процедура, потому что и так банк должен был это делать. И предприниматели про это забывали или не знали, и их штрафовали, штрафовали не на очень большую сумму, но государство сразу показывало, что ты уже что-то нарушил. С 1 мая эта обязанность уже не действует».
Благодаря реализации мероприятий «дорожной карты» удалось добиться сокращения сроков взаимодействия ФНС и внебюджетных фондов с 5 дней до 3, отмены внесения уставного капитала до регистрации предприятия и отмены нотариального заверения подписи на заявлении регистрации предприятия.
В ближайших планах рабочей группы – добиться возможности для предприятий не скачивать из интернета Уставы, а пользоваться присоединением к варианту типового Устава.
Инструмент «контрольная закупка» - другими словами это так называемая технология «тайный покупатель», которую часто используют зарубежные торговые сети для контроля качества обслуживания покупателей. Клуб лидеров переложил этот опыт на проверку качества сервиса государства. В качестве тайных покупателей выступают сами предприниматели.
Артем Аветисян: «Один из примеров: один предприниматель недавно провозил детскую одежду из Германии через порт Санкт-Петербурга. И непосредственно процедура таможенного оформления заняла у него 2, 5 часа, что соответствует показателям «дорожной карты», но так как он эту процедуру делал впервые, нужно было подтвердить правоспособность. По закону для этого нужно 5 документов, а с него потребовали еще дополнительные 4 документа».
Генеральный директор АСИ Андрей Никитин отметил, что «контрольная закупка» - крайне важный инструмент для оценки реализации Национальной предпринимательской инициативы и составления Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России.
«Для нас крайне важен и рейтинг регионов. Это себя не уважать, когда у нас в разных регионах в 10 раз разнятся сроки по процедурам. И мы будем обязательно с Клубом лидеров обсуждать, как нам синхронизировать процессы, которые происходят по контрольной закупке, с той ситуацией, которая будет разворачиваться по Национальному рейтингу регионов, когда он уже выйдет на полную мощность, на все 85 субъектов Российской Федерации. Эти проекты должны работать максимально синхронно», - подчеркнул глава АСИ.