На Форуме решения социальных задач предложили развивать проекты по вовлечению мужчин-пенсионеров в активную жизнь

В настоящий момент абсолютное большинство практик в сфере активного долголетия, размещенных на платформе Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Смартека», разработаны женщинами и для женщин, сказала руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова.

«Мы второй год занимаемся практиками активного долголетия. Собираем их по стране вместе с фондом Тимченко, вместе с АСИ их тиражируем. Заметили, что в этих практиках в основном участвуют женщины, делают их тоже, как правило, женщины. И в этом контексте интересно посмотреть, как выглядит кривая счастья в стране, недавно провели такое исследование. У женщин эта кривая невысокая на старте, а после 35 лет она идет вверх, после 55 она тоже высокая. У мужчин на старте она ниже, чем у женщин. Потом поднимается, но невысоко, возраст 45-54 года – это пик, а потом она печально падает. Мужчины выходят на пенсию, они ни в чем не задействованы, для них нет никаких активностей или их очень мало», – сказала Юлия Грязнова во время пленарной дискуссии «Выход на пенсию: возможности для социальной адаптации и развития личности».

Она добавила, что в этом году на отбор лучших практик в сфере активного долголетия заявились только несколько «мужских проектов». В том числе это практика из Красноярского края, где силами НКО организуют игры в хоккей для мужчин на пенсии. Возраст самых «молодых» участников проекта – 60 лет, а самый старший игрок недавно отметил 80-летие. Сейчас ветеранское спортивное движение насчитывает свыше 200 человек, рассказала руководитель управления социальной защиты населения Красноярска Ольга Качанова. Проведены 15 выставочных матчей. Опыт хоккейного клуба поколения 60+ «Енисейская Сибирь» начали переносить на другие виды спорта.

«Большинство современных пенсионеров Красноярского края – это люди активные, энергичные, которые хотят учиться, и в выходе на пенсию они видят новые возможности. Основной тренд – быть в центре внимания, включаться в социальную жизнь не в качестве потребителя, а в качестве проектировщика», – добавила Ольга Качанова.

Значительный потенциал для вовлечения людей серебряного возраста в активную жизнь сегодня сохраняется в сфере туризма. Это выгодно и бизнесу, считает вице-президент Ассоциации туроператоров России по внутреннему туризму Сергей Ромашкин. По его словам, средний чек пенсионеров во время путешествий такой же, как и у других категорий потребителей.

«Женщины при этом преобладают среди туристов, разница огромная. Если в группе 30-40 лет женщин в два раза больше, то в группах 50-55+ женщин в 4-4,5 раза больше. Получается, что мужчины как будто покинули нашу цивилизацию, и мы их не видим нигде – ни в поездках, ни в «Активном долголетии», – сказал Сергей Ромашкин.

Отчасти это объясняется тем, что большинство мужчин пенсионного возраста продолжают работать, но также говорит о слабом интересе к существующим сегодня предложениям в сфере туризма и к других проектам программы «Активное долголетие».

Сергей Ромашкин отметил, что в целом в стране путешествуют менее 10 % жителей серебряного возраста. Повышать мобильность необходимо за счет «сочетания пропагандистских и финансовых усилий». Например, большим успехом у пенсионеров пользовалась программа туристического кэшбека.

Кроме того, участники пленарного заседания обсудили проблемы восприятия работодателей, к которым на собеседования на рядовые позиции приходят кандидаты старше 50 лет.

«Эйджизм начинается в том числе с ложных запросов компаний, представлений о том, что каждый человек к определенному возрасту должен достичь каких-то карьерах высот. Просто получать удовольствие и быть обычным специалистом, потому что человек хочет успеть что-то еще помимо работы, у нас как-то не ценится. При этом у нас в компании работает свыше 26 тысяч людей старше 50 лет – в магазинах у дома, в магазинах «Магнит-Косметик». И это фантастические люди, все они создают совсем другую атмосферу вокруг себя, более спокойную и уверенную», – сказала глава управления HR -маркетингом «Магнит» Анастасия Поландова.