При поддержке АСИ около 50 регионов разработали дорожные карты для упрощения получения социальных услуг

Реализация разработанных в рамках Национальной социальной инициативы (НСИ) дорожных карт сделает межведомственное взаимодействие более эффективным, снимет ряд административных барьеров и в результате повысит удовлетворенность жителей получаемыми услугами, сказала директор центра практик качества жизни АСИ Татьяна Журавлева на международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ. Форум, посвященный социальному партнерству и приуроченный ко Дню волонтера, прошел в московском Манеже под эгидой ЮНЕСКО. В нем приняли участие свыше 5000 добровольцев из 25 стран мира.

Агентство стратегических инициатив (АСИ) провело в рамках форума сессию «Роль НСИ в достижении национальных целей», в которой приняли участие представители министерства труда и соцразвития России, институтов развития и некоммерческих организаций. Главная цель внедрения НСИ – улучшить, а в каких-то случаях изменить систему так, чтобы она работала для человека и удовлетворения его потребностей, интегрировать принцип человекоцентричности в деятельность органов государственного и муниципального управления. Сейчас к реализации НСИ присоединились около 50 регионов.

«В июне стартовала школа НСИ – нам важно было проработать с административными региональными командами сервисный подход. То есть мы брали конкретного человека и его жизненную ситуацию, и вместе с ним проходили путь, который нужно преодолеть, чтобы получить ту или иную социальную услугу. Столкнулись с тем, что ключевая проблема при формировании таких пользовательских путей – это межведомственное взаимодействие», – отметила Татьяна Журавлева.

«Сегодня в России нет ни одного региона, который мог бы похвастаться единой базой данных между местными минздравом и министерством соцразвития, где можно сразу получить всю информацию о человеке и узнать, в какой помощи он нуждается, какая у него степень инвалидности и из каких источников он получает те или иные средства реабилитации», – добавила учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», член Экспертного совета АСИ Нюта Федермессер.

Для упрощения такого взаимодействия в субъектах, внедряющих НСИ, разработано свыше 90 дорожных карт. Большинство решений, к которым пришли регионы, предполагают изменения на местном уровне. «Есть вопросы и к федеральному законодательству, их тоже будем с коллегами отрабатывать», – подчеркнула Татьяна Журавлева.

IMG_0798.JPG

На сегодняшний день в рамках Национальной социальной инициативы рассматриваются три направления – здравоохранение, социальная защита и трудоустройство через центры занятости.

В блоке здравоохранения регионы делают ставку на цифровизацию отрасли, это упростит получение первичной медицинской консультации. Как показывают исследования, сейчас жители скорее обратятся к фармацевту в аптеке, чем будут записываться к врачу. Также более понятными нужно сделать и процессы маршрутизации пациентов.

Еще один важный блок – социальное обслуживание на дому. Директор благотворительного фонда «Старость в радость», эксперт АСИ Елизавета Олескина рассказала о системе долговременного ухода, которую фонд реализует совместно с Минтрудом России.

«Проект направлен на каждого человека, нуждающегося в посторонней, бесплатной помощи на дому, вне зависимости от возраста. При этом здесь нет таких критериев, как одиночество или нищета. Наоборот, этот проект становится новой госгарантией, которая как раз и не дает скатиться в нищету», – сказала Елизавета Олескина.

Все необходимые нормативные документы на уровне Минтруда РФ будут приняты в ближайшее время, подтвердил директор департамента социальной защиты и социального обслуживания министерства труда и социального защиты России Тарас Васько.

«Разбирая с коллегами жизненную ситуацию о признании человека нуждающимся, поняли, что нужно сокращать эту процедуру до семи дней с учетом выхода к человеку. При предоставлении услуги о признании гражданина инвалидом переходим на цифровизацию: теперь не нужно будет носить с собой документы – Минздрав, бюро медико-социальной экспертизы будет нам отправлять информацию в онлайн-формате», – добавил Тарас Васько.

Национальная социальная инициатива (НСИ) – это механизм, позволяющий улучшить качество услуг и сервисов в социальной сфере, направленных на удовлетворение потребностей человека в различных жизненных ситуациях и повышение качества жизни. Главная цель внедрения НСИ – повысить удовлетворенность граждан социальными услугами, создать возможности и условия для улучшения качества жизни человека, удовлетворить потребности жить полной жизнью вне зависимости от ситуации и особенностей здоровья.