Одаренные дети: новую модель выявления и развития талантов детей внедрят в Приволжье

28 апреля 2014 года в ходе совещания полномочных представителей Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики, Министерства образования Ульяновской области, Министерства образования Республики Башкортостан и Агентства стратегических инициатив, прошедшего в г. Чебоксары, создана Межрегиональная рабочая группа по вопросам поддержки и развития одаренных детей на территории Российской Федерации.

В состав Межрегиональной рабочей группы вошли 15 регионов Приволжского федерального округа. В фокусе внимания участников – «Механизмы реализации Концепции создания общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в рамках ФГОС дошкольного образования и начальной школы». 

В ходе совещания на обсуждение были вынесены следующие вопросы:

  • проблемы создания и реализации основных образовательных программ дошкольного образования, предусматривающих технологии раннего развития детей и реализующих индивидуальные подходы развития и обучения;
  • проблемы сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования;
  • условия и механизмы формирования норматива затрат на реализацию прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с учетом концептуальных особенностей основных образовательных программ дошкольного образования и начальной школы;
  • механизмы тиражирования в регионах Приволжского автономного округа проекта по созданию эффективной системы выявления и развития способностей детей в дошкольных образовательных организациях и школе [Проект поддерживается АСИ с 2013 года].


Принято решение о том, что на базе научно-методических центров Чувашии, Ульяновской области и Республики Башкортостан будут созданы региональные инновационные площадки по развитию системы работы в области выявления и развития способностей детей в детском саду и начальной школе. 


Первое заседание Межрегиональной рабочей группы по вопросам реализации данного решения и последующим мерам состоится на базе Агентства стратегических инициатив в июне 2014 года.

«Статистика фиксирует, что количество одарённых детей составляет всего 2 - 3 %. В ходе реализации нашего Проекта было обнаружено, что большинство умственно полноценных детей обладают высокой мотивацией и способностями к творческой деятельности. Только выявлением их талантов занимаются не системно», - отмечает Олег Волков, заместитель директора Чебоксарского политехнического института «МГОУ имени В.С. Черномырдина», автор проекта «Создание эффективной системы выявления и развития способностей детей в дошкольных образовательных организациях и школе».

По его словам, предложенный в рамках проекта метод наблюдения, выявления, развития и сохранения уникальных детских способностей с юного возраста до выбора профессионального образования позволит существенно повлиять на качество и результаты развития и образования детей, на их будущую способность изменять качество собственной жизни. 


Проект в экспериментальном режиме реализуется с 2009 года на базе более чем 200 образовательных организаций Чувашской республики. Поддержку проекту и готовность тиражировать проект подтвердили уже 5 регионов Приволжского федерального округа.


«Забота об одаренных детях сегодня – это забота о будущем развитии нашей страны: ее культуры, знаний и науки, качества жизни в целом. АСИ уделяет особое внимание развитию проектов, предлагающих новые подходы в области развития образования, в том числе и проекты по поддержке молодых талантов», - отмечает Надежда Смирнова, руководитель департамента поддержки проектов направления «Социальных проектов» АСИ.

Сегодня в рамках ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «О развитии образования в Российской Федерации» дошкольное образование является первой ступенью гарантированного государством бесплатного и доступного образования. В этих условиях вопросы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования и создания общенациональной системы выявления и развития молодых талантов приобретают особую значимость. От региональных органов исполнительной власти это требует принятия срочных мер по подготовке нормативно-правовой и методической базы к новому 2014 - 2015 учебному году.

Обмен опытом, совместное обсуждение ключевых вопросов системы образования, разработка механизмов сетевого взаимодействия, объединение усилий с представителями научного сообщества, организация обучения и повышения квалификации педагогов ДОО и начальной школы – таковы основные задачи работы Межрегиональной рабочей группы, которые призваны содействовать региональным органам исполнительной власти в подготовке к новому учебному году.