АСИ выработало первые меры в области создания общедоступной системы вызова экстренных служб людьми с нарушением слуха

Сегодня Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам «Прямой линии» с Президентом Российской Федерации, состоявшейся 17 апреля 2014 года. Агентству стратегических инициатив (АСИ) поручено разработать проекты по совершенствованию индивидуальных программ реабилитации (ИПР) лиц с нарушением слуха.


Напомним, что в ходе «Прямой линии с президентом» был поднят вопрос о создании на территории Российской Федерации безбарьерной среды для инвалидов, в том числе в области внедрения общедоступной системы самостоятельного вызова экстренных служб людьми с ограниченными возможностями по слуху.


Сегодня, вслед за выходом поручения, в Агентстве стратегических инициатив состоялась рабочая встреча с представителями Всероссийского общества глухих (ВОГ) и социальными предпринимателями для обсуждения основных путей решения проблемы. В ходе совещания были выработаны первые стратегические подходы и методы обеспечения доступа людей с ограничениями по слуху к вызову служб экстренной помощи.


Владимир Яблонский


«Проблема острая. В настоящий момент она затрагивает сотни тысяч людей по всей России. Нам необходимо решить ее как на нормативном уровне, так и на уровне конкретных технических средств. Очевидно, что это - задача реализуемая», - сказал директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Владимир Яблонский.


Участники совещания отметили, что на сегодняшний день точная статистика по числу лиц с нарушениями слуха и инвалидам по слуху отсутствует. По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире от нарушений в области слуха страдает 4 - 6% населения. Таким образом, в пересчете на население России эта цифра может составлять 5 - 7 млн человек. Из них несколько сотен тысяч человек – лица с ограничением по слуху. Всероссийское общество глухих на сегодняшний день объединяет порядка 100 тыс членов.


«В чем суть проблемы: инвалид по слуху не имеет возможности общаться по телефону и для того, чтобы сообщить об экстренной ситуации, ему необходимо пользоваться другими средствами связи, - начал свое выступление Станислав Иванов, Вице-президент ВОГ, начальник управления социальной политики и реабилитации. 


Станислав Иванов


– Мы начали с того, что попытались через органы государственной власти создать сеть диспетчерских центров, оснащённых специальными устройствами связи и в которых бы работали подготовленные операторы. Слабослышащий или глухой человек может обратиться в этот центр, например, c помощью Skype и видеть переводчика жестового языка. Подобные центры могли бы оказывать содействие инвалидам по слуху в вызове городских служб экстренной помощи, вести запись на приём в лечебные и иные учреждения и оказывать другую помощь. На сегодня в масштабе страны такой системы нет».


«Можно констатировать, что на федеральном уровне проблема не решена. Мы должны разработать общее системное решение, которое обеспечит гарантированный доступ инвалидов по слуху и слабослышащих людей к вызову экстренной помощи в любой момент в любой точке страны», - отметил Владимир Яблонский.


Доступные технологические решения проблемы озвучили социальные предприниматели. Эксперты обсудили возможности адаптации для слабослышащих и глухих людей через «Систему Забота» (социально-медицинская тревожная кнопка), полномасштабное внедрение которой для пожилых людей уже несколько лет поддерживается Агентством стратегических инициатив. 


Константин Лившиц


Мобильные устройства «Системы Забота» оснащены кнопкой экстренного вызова, сигнал которого передается в единый для всей страны диспетчерский центр вместе с информацией об абоненте и месте его нахождения. По словам Константина Лившица, лидера проекта «Система забота» [проект реализуется при поддержке Агентства стратегических инициатив], приборы могут быть оснащены специальными виджетами для передачи визуального сообщения от людей с нарушением слуха.


Были предложены возможности внедрения электронных комплексов субтитрования в режиме реального времени, первая успешная апробация которых состоялась в ходе Паралимпиады-2014, использование специальных браслетов с датчиками контроля физического состояния, принятие под контроль действующей процедуры предоставления инвалидам по слуху бесплатных мобильных телефонов, а также возможности привлечения к решению проблемы сотовых операторов.


Участники совещания «Создание общедоступной системы самостоятельного вызова экстренных служб людьми с ограниченными возможностями по слуху»


«Я прошу коллег из ВОГ проинспектировать все эти решения с тем, чтобы на их основе и на основе других предложений могла быть разработана программа развития ИПР (индивидуальных программ реабилитации) лиц с нарушением слуха. Следует понимать, что программа должна предлагать системное решение на уровне всей страны и, вместе с тем, учитывать индивидуальные особенности стиля жизни регионов. Если для мегаполисов использование мобильных устройств и освоение новых приложений уже стало нормой, то для менее крупных регионов это может оказаться проблемой. Мы должны дифференцировать подход, – сказал, подводя итоги встречи, Владимир Яблонский


- Однозначно уже сейчас нам следует действовать «в два потока». Во-первых, исследовать нормативные акты в данной области на предмет возможности внесения быстрых и действующих поправок. Во-вторых, суммировать и разработать перечень технических предложений».


Директор направления «Социальные проекты» АСИ также поручил в максимально сжатые сроки собрать доступную статистику по регионам и предложил на ближайшее время запланировать встречу с представителями соответствующих органов власти.



[ФОТО] Совещание «Создание общедоступной системы самостоятельного вызова экстренных служб людьми с ограниченными возможностями по слуху»