Оценку инвестиционной привлекательности Дальнего Востока дадут предприниматели

Оценку усилий органов исполнительной власти субъектов Дальневосточного федерального университета по созданию благоприятного инвестиционного климата дадут сами предприниматели. Таковы условия Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, созданного по поручению президента РФ Владимира Путина и запущенного в 22-х пилотных регионах страны, включая Приморский и Хабаровский края и Республику Саха (Якутия). 

Нацрейтинг инвестпривлекательности поможет исполнительной власти субъектов ДФО лучше понять бизнес и способствовать его дальнейшему развитию в регионах. Такую точку зрения высказалируководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе Ольга Курилова и член Президиума всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Виталий Гуменюк в студии PrimaMedia Live. 

Первые результаты будут озвучены на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге 

- Насколько известно, Ольга Сергеевна, идея проведения Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов возникла в Агентстве стратегических инициатив еще в ноябре 2013 года.

Ольга Курилова: Действительно, впервые идея проведения рейтинга была озвучена на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Идея рейтинга была тогда же, на заседании наблюдательного совета, одобрена его председателем совета, президентом России Владимиром Путиным. И в своем послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года Владимир Владимирович заявил о том, что в России будет создаваться Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. 

На данный момент сформирован Национальный рейтинговый комитет и определены первые 22 пилотных субъекта. На Дальнем Востоке это - Приморский и Хабаровский края, а также Республика Саха (Якутия), которая сама пожелала стать пилотным регионом. Надо сказать, что в России подобных регионов немного, а в Сибири и на Дальнем Востоке это вообще единственный случай. 

Многих интересует вопрос, что такое национальный рейтинг, для чего он создан. Прежде всего, рейтинг позволит измерить усилия региональных властей по созданию благоприятного инвестиционного климата. Он также ответит на вопрос, насколько региональные власти и органы местного самоуправления, а также представители федеральных органов исполнительной власти обеспечивают в регионах работу с предпринимателями. Оценка будет проводиться с помощью статистических данных и опроса предпринимателей. По всей вероятности, это поможет нам получить объективную картинку того, что в регионе делается для развития бизнеса, что происходит с ним, улучшаются ли условия его ведения. В этом, я думаю, и состоит одна из главных задач и целей этого рейтинга. 

- Хотелось бы задать вопросы и Виталию Васильевичу, который представляет на эфире малый и средний бизнес. Чем этот рейтинг будет полезен простому предпринимателю? 

Виталий Гуменюк: Благодаря рейтингу бизнес-сообщество должно почувствовать и оценить на месте те улучшения, которые должны произойти. И, наверное, мнение малого и среднего бизнеса тут тоже должно учитываться. Не случайно президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Владимирович Бречалов выступил одним из инициаторов того, чтобы и малый бизнес участвовал в национальном рейтинге. И мне хотелось бы обратиться к предпринимателям с просьбой не бояться участвовать в этом мероприятии, поскольку оно позволит получить более полную, более качественную оценку происходящего. 

А как технически будет учитываться мнение предпринимателей? 

О.К.: Как я уже говорила, создан Национальный рейтинговый комитет, куда вошли все деловые общественные объединения страны. Соответственно через представительства деловых объединений мы и будем делать рассылку в их региональные объединения. Мы также обратились в органы исполнительной власти с просьбой дать сведения о предпринимателях, которые зарегистрировали право собственности, например, получали разрешение на строительство. Кроме того, мы работаем с предпринимателями по внедрению регионального инвестиционного Стандарта. Соответственно у нас есть экспертная группа в каждом субъекте Российской Федерации. 

Также есть предприниматели, которые просто звонят к нам в представительство и, узнав о рейтинге, заявляют о своем желании принять в нем участие. Таким образом, участие в рейтинге примут две основные группы. Одна из них - эксперты. Как я уже говорила, это люди, которые уже работали на площадке Дальневосточного представительства АСИ. 

И вторая группа - предприниматели, чье мнение по каким-то отдельным видам предпринимательской деятельности будут влиять на общую оценку состояния инвестиционного климата в регионе. Оператором опроса, который запущен буквально на этой неделе, является ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения). 

Его сотрудники будут звонить предпринимателям и в течение пяти-семи минут будут их опрашивать. Важно, что информация, полученная от предпринимателей, останется закрытой. Прежде всего, информация о том, кто участвовал в рейтинге. Потому что зачастую не все предприниматели хотят говорить о своих проблемах в открытую – их тревожит, как они после этого будут вести свою предпринимательскую деятельность в регионе. В конечном итоге вовсе не важно, кто именно участвовал в опросе и как именно он ответил. 

Нам важны те общие показатели, которые мы получим в результате опроса. Задача опроса в том и состоит, чтобы не только оценить усилия региональных властей по созданию благоприятного инвестиционного климата, но и выявить лучшие практики, мотивировать органы исполнительной власти на работу с предпринимателями. Потому что если мы видим, что местный бизнес чувствует себя в регионе хорошо, то понимаем, что сюда могут прийти и другие инвесторы. 

- Виталий Васильевич, к вам тогда вопрос. Мы понимаем, что общественная организация предпринимателей "Опора России" будет в этом принимать участие? 

В.Г.: Да, участие в национальном рейтинге будет принимать такие ведущие деловые организации страны, как Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, а также представители "Деловой России", "Опоры России", Клуба лидеров России и Консультативного совета по иностранным инвестициям. 

Инвестиционная привлекательность – что это? 

- Инвестиционная привлекательность регионов складывается из многих параметров. Какие из них будут учтены и почему? 

О.К.: В первую очередь мы заложили в рейтинг оценку регуляторной среды, то есть оценку эффективности таких процедур, как получение разрешения на строительство, среднее время, которое тратится на получение документов на земельный участок, на подключение к электросетям и т.д. Здесь же заложен механизм оценки реализации мероприятий "дорожных карт" Национальной предпринимательской инициативы. 

Следующее - это оценка институциональной среды, то есть эффективности институтов, созданных для поддержки бизнеса. В рамках работы внедрения регионального инвестиционного Стандарта существуют инвестиционные агентства, или корпорации развития, которые отвечают за привлечение инвестора и за создание работы по принципу "одного окна" для инвестора. 

Предстоит оценить, как работают эти институты, насколько действен механизм их работы. Еще одной целью рейтинга станет оценка доступности и качества инфраструктуры для бизнеса. То есть имеются ли в регионе бизнес-инкубаторы и технопарки, каким образом здесь может стартовать малый бизнес, насколько готова инфраструктура для того, чтобы он захотел что-то делать. Рейтинг будет ежегодным, что позволит отслеживать динамику регионов, то есть каким образом они развиваются в данном направлении. 

В.Г.: Также очень важно, что в рейтинге будет учитываться, какое количество субъектов малого и среднего предпринимательства вовлекается в торги на федеральных и муниципальных площадках, какой объем им будет предоставляться, насколько будут доступны кредитная ресурсность в субъектах. Рейтинг, нужный всем 

- Есть ли гарантии серьезного отношения глав субъектов Федерации к рейтингу? 

О.К.: Как я уже говорила, проект Национального рейтинга инвестиционной привлекательности инициирован агентством, то есть, по сути, самим бизнесом. Но вместе с тем проект поддержан на уровне первых лиц государства. Есть внимание федеральных органов исполнительной власти, но самое главное есть внимание президента России Владимира Владимировича Путина. Именно президент заявил, что нам необходимо свой собственный национальный рейтинг регионов. 

Если этот рейтинг нужен президенту, значит, он нужен федеральным органам исполнительной власти, значит, он должен мотивировать и региональные органы исполнительной власти и, что немаловажно, муниципальные. И очень важно, что рейтинг уже привлек внимание СМИ. 

Благодаря этому мы сможем донести информацию о том, какие проходили опросы, как на них реагировали предприниматели. Удастся добиться общественного резонанса. При этом следует понимать, что оператор опроса будет предоставлять в Национальный рейтинговый комитет данные, полученные от предпринимателей. Поэтому рейтинг, наверное, не получится, если мы не увидим активную позицию предпринимательского сообщества. Поэтому мы активно призываем всех бизнесменов и предпринимателей принять участие в рейтинге. Для нас важна позиция местного бизнеса. 

Почему? Потому что это делается ради бизнеса, и конечным выгодоприобретателем становится местный предприниматель. Ну кто как не он лучше всего расскажет, через какую процедуру он проходит при получении разрешения на строительство, как он получает доступ к энергосетям, работает или нет инвестиционное агентство по принципу "одного окна". Только предприниматель ответит на все эти вопросы. 

- Тогда вопрос к Виталию Васильевичу. Есть ли гарантия серьезного отношения к рейтингу со стороны предпринимательской среды? А то у нас часто предприниматели говорят: "Мол, придумали они там в Москве что-то, а на самом деле ничего не изменится". 

В.Г.: На самом деле ситуация меняется, хотя, к сожалению, бизнес часто относится скептически ко многим нововведениям и существенным преобразованиям. Но тут важно понять, что без инициативы и активности у нас не получится сработать на результат. Мнение должны быть собрано коллегиально из всех максимально доступных источников, предпринимательских сообществ, субъектов малого и среднего бизнеса. Для инвесторов, в том числе иностранных, очень важна доступность к власти на региональном уровне, важно, чтобы она слышала их. Результат должен быть объективным 

- Вы говорили об усилиях местных властей по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе. А какие именно усилия потребуются от них с введением национального рейтинга? 

В.Г.: Думаю, что не наша задача объяснять чиновникам, какие от них требуются усилия. Это прерогатива руководителей региональных и муниципальных образований, которые на местах будут учитывать, было ли приложено это усилие, исходя из обратной связи с предпринимателями. Поэтому так важно, чтобы предпринимательское сообщество активно включалось в рейтинг, чтобы предприниматели не стеснялись заявлять о тех проблемах, с которыми они сталкиваются. Важно понимать, что в итоге правительство получит картину обратной связи с бизнес-сообществом, после чего, наверное, уже будут приняты определенные шаги, направленные на улучшение инвестиционного климата и положения бизнес-сообщества в стране. 

О.К.: Под усилиями местной исполнительной власти подразумевается еще и эффективность работы ее органов. Эта эффективность заложена в том числе и в тех параметрах, которые будут оценены. И если бизнесмен, например, подал заявку на подключение к энергосетям, прошел четыре процедуры и его все устраивает, значит, в этом вопросе эффективность властей подтверждается. А есть вопросы, которые требуют большого внимания. И мы должны сосредоточить усилия, в том числе вместе с органами исполнительной власти, для того, чтобы их решить. 

В.Г.: Хотелось бы также пожелать региональной власти не стесняться проявлять инициативу в отношении пожеланий или просьб к федеральной власти. Как это было, когда губернатор Ульяновской области выступил с определенной инициативой, исходящей от бизнес-сообщества, в адрес правительства, и это было услышано и губернатору дали возможность маневра для улучшения инвестиционного климата в регионе. 

- Скажите, Ольга Сергеевна, а когда мы получим первые результаты внедрения этого рейтинга? Есть ли у вас какой-нибудь график? 

О.К.: Конечно, он просчитывается рабочей группой, в том числе Национальным рейтинговым комитетом. И где-то с июля мы уже будем масштабировать рейтинг по всем регионам и, скорее всего, к декабрю получим результаты того, что происходит в субъектах Российской федерации. Мы все хотим получить объективную картинку происходящего в регионах. Мы понимаем, что сейчас большое внимание приковано к национальному рейтингу. Понимаем, что в пилотных регионах будут как положительные, так и отрицательные результаты для глав субъектов. 

- Отрицательный результат, если они будут, наверное, все-таки это хорошо? Потому что это будет означать, что пилотные регионы участвовали в рейтинге не формально. 

О.К.: Пилотная апробация во многом простительна, потому что она пилотная, есть возможность над-чем потом поработать. Но, понимаете, не все, наверное, главы регионов готовы к тому, что они получат определенную току зрения предпринимателей. Но, с другой стороны, кто-то, наверное, и готов. Как, скажем, президент Республики Саха-Якутия, региона, который сам выступил с инициативой стать пилотным регионом. 

Мы обсуждали этот вопрос с президентом республики Егором Борисовым во время нашей встречи он сказал, что они уже предполагают, где будут отрицательные результаты. Однако он считает, что для них это очень хорошо, потому что они хотели бы обратить внимание, в том числе и федеральных органов исполнительной власти на территории, что, несмотря на предпринимаемые усилия, необходимо их содействие в решение каких-то важных для бизнеса вопросов. 

Что касается Приморского и Хабаровского краев, то, я думаю, они были выбраны пилотными регионами не случайно. Во-первых, это регионы, где проживает больше всего дальневосточников. 

Во-вторых, здесь наблюдается высокая активность малого и среднего бизнеса, а также наличие деловых объединений. Здесь уже прошло внедрение регионального инвестиционного Стандарта, здесь уже запускается его мониторинг. То бизнес уже понимает, что делает Агентство стратегических инициатив, какие проекты уже запущены и как правильно оценить эффект, от них получаемый. 

Поэтому мне кажется, что все должно получиться, и очень хорошо. И отрицательных результатов не нужно бояться, напротив, можно будет понять, где есть сбой, что работает, а что нет. А, может быть, окажется, что в каком-то из субъектов есть лучшие практики на Дальнем Востоке и что мы можем говорить об этом на всю Россию. Конечно, хотелось бы такие результаты получать. Потому что, когда мы на встречах с предпринимателями приводим в пример Калужскую и Ульяновскую области или Татарстан, нас спрашивают, а когда уже прозвучит Дальний Восток. 

И я всегда отвечаю, что все зависит и от их активной позиции, которая может быть доведена до логического завершения только в виде конкретных предложений. А мы с помощью Агентства стратегических инициатив попытаемся донести эти предложения до власти. 

В.Г.: То, что говорит Ольга Сергеевна, на самом деле так. Зачастую в пример приводятся другие области. И в Калужской области, и в Татарстане сильные бизнес-объединения, и усилия властей на местах там видны. Но хочется сказать, что наше бизнес-сообщество не менее активно. Думаю, в ближайшее время мы тоже сможем кое-чем похвастаться, скажем так, встать наряду с этими регионами. Наверное, в некоторых вещах мы уже можем их опередить. 

О.К.: По активности, это точно. Говорить на одном языке - В прошлом году АСИ в рамках Национальной предпринимательской инициативы выдвинула еще и такой проект, как "контрольные закупки". 

Он осуществляется? 

О.К.: На самом деле инициативу такого формата мониторинга "дорожных карт" выдвинул Клуб лидеров (произошло это на одном из заседаний Экономического совета при президенте РФ). А непосредственное участие в "контрольных закупках" принимают предприниматели. 

Есть разработанные дневники, на основе которых можно отследить прохождение определенных процедур поэтапно. Скажем, на получение прав собственности. Посмотреть, как у нас работает кадастровая палата, Федеральные регистрационные службы, налоговая служба, как регистрируются ООО. То есть мы можем отследить, соблюдаются ли те мероприятия "дорожных карт", которые заявлены предпринимателями и утверждены распоряжением председателя правительства Российской федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. 

Мы знаем, что на федеральном уровне у нашего агентства полное взаимопонимание с руководителями ведомств, а вот в регионах "дорожная карта" зачастую, к сожалению, не работает. И предприниматели начинают говорить, что, наверное, "дорожные карты" и Национальная предпринимательская инициатива создана только для Москвы. И вот сейчас мы говорим им: "Нет, коллеги, вы тоже можете поучаствовать в мониторинге. У нас есть разработанный дневник, с помощью которого вы можете это сделать в формате "контрольной закупки". 

- А что, бывали случаи, когда о "дорожной карте" в регионах не знали и вносили какие-то лишние процедуры? 

О.К.: Да, такое тоже есть, и мы про это уже знаем. Сейчас у нас идут контрольные закупки во многих субъектах РФ. Данные, полученные от предпринимателей, мы передаем в Клуб лидеров. Там эти данные обрабатывают, после чего озвучивается то, как работает механизм этих "дорожных карт" в регионах. И если ведомство говорит, что какая-то "дорожная карта" работает хорошо, то мы можем возразить, что есть контрольная закупка, и получен вот такой результат. И здесь решение уже за теми ведомствами, которые получат обратную связь с предпринимателями. 

В.Г.: Для многих чиновников это будет неким "сюрпризом". В контрольные закупки будут вовлекаться совершенно разные предприниматели, и мониторинг будет проходить на всех уровнях движения документооборота. Скорее всего, это вызовет какую-то волну и персональной ответственности чиновников перед бизнесменами. Я думаю, бизнес даст объективную картину того, что происходит в регионах, каким образом выстраиваются отношения бизнеса и власти. А дальше мы уже будем ждать реакции нашего правительства, скажем так, позитива в сторону бизнеса. 

Многие вещи сейчас заявляются, делаются, и многие усилия предпринимаются. "Дорожные карты", региональный инвестиционный Стандарт и Национальный инвестиционный рейтинг – это вещи, выстраданные совместными усилиями бизнес-сообщества и экспертов. Потому что без общего понимания картины одних усилий бизнес-сообщества недостаточно. 

- Поэтому в свое время и возникла инициатива президента создать Агентство стратегических инициатив. 

О.К.: Да, мы коммуникационная площадка. Но в то же время, выстраивая коммуникацию между властью и бизнесом, мы представляем позицию предпринимательского сообщества в регионе, на местах. Мы доносим сейчас эту мысль до предпринимателей, потому что они зачастую думают, что если председатель наблюдательного совета АСИ – президент страны, то, значит, мы занимаем позицию власти. Мы всего полтора года проработали в Дальневосточном федеральном округе. Однако отношение к нашему агентству со стороны органов исполнительной власти становится более серьезным. А далее появляется заинтересованность у глав муниципальных образований. И мы начинаем совместное движение. 

Предпринимателям зачастую чего не хватает? Нужной информации и возможности выстроить правильную коммуникацию с чиновниками. Им кажется, что чиновники разговаривают с ними не на том языке. Но когда мы начинаем выстраивать коммуникацию, предприниматели совершенно по-другому начинают разговаривать с властью. Они приводят конкретные примеры, они понимают, что критика должна быть конструктивной, а главное, за ней должно последовать конкретное предложение. 

И такой инструмент коммуникации мы должны сохранить во всех регионах. Сейчас площадка нашего представительства объединила и представителей предпринимательских сообщества, и просто предпринимателей. Мы открыты для сотрудничества, мы готовы и будем дальше работать совместно с объединениями. Еще раз хотелось бы отметить, что это работа системная. То есть мы не увидим, проснувшись завтра, что инвестиционный климат стал другим. Его изменения в лучшую сторону зависят от каждого из нас. Поэтому мы бы хотели призвать предпринимателей к активной позиции именно для того, чтобы развивать свой регион.