Страх, усталость, финансовые трудности: с чем столкнулись россияне во время изоляции

Боязнь заболеть, усталость от самоизоляции, сокращения и финансовые трудности - с такими жалобами обращались люди за поддержкой на дистанционные линии психологической помощи во время введения ограничений из-за коронавирусой инфекции в апреле и мае 2020 года. В это время во всех субъектах России работали федеральные линии психологической поддержки, а в 48 регионах были организованы и местные телефоны доверия. Однако не все они могли оказать своевременную и профессиональную поддержку - это выяснилось во время исследования, которое было проведено в рамках антикризисного проекта АСИ.

Проект «Психологическая поддержка граждан в регионах» осуществлял мониторинг работы линий дистанционной психологической помощи в регионах. Он был инициирован в ответ на ухудшающуюся эпидемиологическую, а вместе с ней и психологическую, ситуации. Так, 1 апреля 2020 года появились первые исследования системы мониторинга и анализа социальных медиа, согласно которым после введения в России ограничительных мер в социальных сетях наблюдался рост суицидальных сообщений, затем на смену страху заражения пришло состояние депрессии, вызванное продолжительной изоляцией. Тогда же к правительству РФ и главам регионов обратились общественные организации, работающие с жертвами домашнего насилия, с просьбой принять срочные меры для помощи пострадавшим в условиях изоляции.

«В апреле мы запустили антикризисный проект. Нашей первой целью было провести мониторинг работы дистанционных линий психологической помощи в регионах в период изоляции и получить статистику о наиболее частых запросах, с которыми обращаются граждане за поддержкой», - рассказала автор инициативы, сотрудник Центра цифрового развития АСИ Юлия Сухоцкая.

17 региональных линий предоставили информацию о 14 тысячах звонках за апрель-май 2020 года. Чаще всего люди жаловались на страх в отношении здоровья – 8,8% звонков, 8,3% звонивших переживали из-за финансовых трудностей и сокращений, еще 3,4% испытывали тревогу в связи с одиночеством.

Свою статистику предоставила также федеральная горячая линия #МыВместе, куда в 2020 году более 200 тыс. человек обратились за психологической поддержкой. За период апрель-май на линию поступило более 12 000 звонков: на усталость от изоляции, одиночества и финансовые трудности пожаловались 15%, 8% и 5% соответственно.

Посмотреть детальные данные по характеру обращений можно по ссылке.

Однако, помимо статистических данных, выяснилось, что качество предоставляемой психологической поддержки в регионах разное. В ряде случаев, психологи без опыта оказания помощи онлайн или по телефону оперативно осваивали новые компетенции. В других, не хватало кадров: «Некоторые линии были развернуты в срочном порядке без дополнительного ресурса, и психологи были вынуждены отвечать на звонки и одновременно вести очную консультацию», – поделилась Юлия Сухоцкая.

Кроме того, в период пандемии увеличилась нагрузка на специализированные линии психологической помощи. «Нам фактически пришлось работать в режиме военного времени. Часть больниц онкологического профиля были переведены под COVID-19, никого не волновало, где будут лечиться онкологические пациенты, куда им обращаться за плановым лечением. Нам приходилось заниматься маршрутизацией на фоне тревоги, неизвестности и потери контроля, который чувствовал каждый житель нашей страны в это время. Чтобы поддержать наших консультантов и иметь возможность отвечать на вопросы абонентов качественно, каждый день мы проводили специальные встречи с консультантами, для разбора сложных случаев, ответов на информационные запросы и поддержки друг друга, чтобы оставаться в ресурсе в такое сложное время», – рассказала Ольга Гольдман, директор Службы помощи онкологическим больным «Ясное утро».

По запросу от региональных служб психологической помощи в рамках проекта АСИ провели видеоконференцию «Особенности психологической помощи населению в период пандемии. Новые технологии в консультировании» с участием специалистов в сфере дистанционного психологического консультирования. Эксперты поделились опытом оперативной организации и расширения дистанционных линий психологической поддержки, в том числе с привлечением волонтеров, определили общие проблемные места.

По итогу видеоконференции ее участникам был предоставлен доступ к методическим рекомендациям по организации работы линий психологической поддержки от Московского государственного психолого-педагогического университета.

Также на конференции была отмечена важность привлечения волонтеров к работе горячих линий.

«Около 8000 волонтеров подали заявки для работы на линии психологической помощи #МыВместе, 1300 подтвердили квалификацию сертификатами, по итогу собеседований осталось 700 из которых 450 добровольцев были вовлечены в активную работу с 30 марта», - отметила координатор волонтеров-психологов Службы психологической помощи #МыВместе Инна Силенок.

«Основная нагрузка в период ограничений пришлась на государственные службы психологической помощи. Облегчить ее удалось только за счет действия негосударственных служб и привлечения волонтеров. Деятельность подобных НКО и волонтеров будет оставаться такой же важной и с окончанием особого режима, поскольку могут последовать новые вызовы, связанные с последствиями пандемии», – сообщил на видеоконференции президент Российской Ассоциации телефонной экстренной психологической помощи Андрей Камин.

«По заключению медицинского издания The Lancet, психологическое воздействие карантина обширно, существенно и может быть долгосрочным. Психологическая помощь должна быть качественной и доступной. Волонтеры, привлекаемые к работе на линии психологической помощи должны проходить серьезный отбор и супервизию. Кроме того, необходимо развивать культуру психологической помощи, как среди тех, кто в ней нуждается, так и среди тех, кто ее оказывает. Над этим проложит работу проект «Психологическая поддержка граждан»», - сообщила Сухоцкая.