Бизнес-корпорации и образовательные центры поделились практиками наставничества

На площадке АСИ прошла конференция, посвященная развитию института наставничества в России. Участники рассказали об интересных региональных практиках, корпоративном менторинге для крупного бизнеса и федеральных программах наставничества в сфере управления и предпринимательства.

«На сегодняшний день мы наблюдаем большую востребованность в развитии института наставничества. Но также есть понимание, что в России пока еще не так много профессиональных наставников. АСИ несколько лет назад запускало целый процесс для развития этой системы, у нас проходил Форум наставников. И сейчас мы видим, что у людей есть потребность не только получать информацию, но и отдавать – делиться опытом. Мы видим, что бизнес, у которого были наставники, показывает большую выживаемость и устойчивость. Потому что наставники могут рассказать начинающим предпринимателям не только об удачных шагах, но и о возможных ошибках», - сказала директор корпоративного офиса АСИ Елена Мякотникова, открывая конференцию.

Она также напомнила, что в настоящее время АСИ реализует два проекта, тесно связанных с наставничеством. Это - платформа «Конструкториум» для запуска собственного стартапа для молодых предпринимателей от 14 лет и менторский проект «Бизнес-наставники» (в партнерстве с фондом Инносоциум и сервисом Google) для работы с существующим бизнесом, который или пострадал во время пандемии, или не может самостоятельно выйти на положительные показатели.

Мастерская управления «Сенеж» при поддержке Клуба Лидеров России «Эльбрус» реализует программу «Наставничество», которая является площадкой для развития профессиональных и личностных навыков лауреатов проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Наставниками в программе выступают победители и финалисты конкурса «Лидеры России», проектов президентской платформы «Учитель будущего» и «Цифровой прорыв».

Проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина рассказала о главных принципах отбора наставников в программу. По ее мнению, для наиболее эффективной работы по обмену опытом и экспертизой для помощи молодым людям наставник должен занимать должность хотя бы на один-два уровня выше своего подопечного, иметь высокую мотивацию и быть компетентным не только в своей профессиональной сфере, но и обладать опытом, которые поможет наставляемому принять решение в той или иной жизненной ситуации или при выборе дальнейшего пути развития.

«Мы сопровождаем наши пары наставников и наставляемых образовательной программой, организовываем peer-to-peer сессии, когда пары объединяются в группы по 20 пар и совместно обсуждают рабочие инструменты, которые используют в работе. Это позволяет и поделиться опытом, и усилить сообщество, и создать ощущение единства. Наша программа – это развитие не только наставляемых, но и колоссальная точка роста для самих наставников. И это очень важно», - подчеркнула Мария Афонина.

Александра Прицкер, президент национальной федерации профессиональных коучей и менторов, рассказала о своем проекте «Экосистема «Развивающее наставничество для развития экономики России». Он был представлен на форуме АСИ и фонда Росконгресса «Сильные идеи для нового времени» и вошел в число финалистов отбора в стратегический пул Агентства. Проект предполагает создание единой системы наставничества на цифровой платформе, где наставники могли бы делиться своим управленческим опытом. «Участие в проекте покажет ценность института наставничества и поможет в формировании культуры наставничества. Здесь можно будет поделиться своим опытом не только в бизнесе, но и в государственных органах, на что тоже есть запрос», - подчеркнула Александра Прицкер.

О программе корпоративного наставничества рассказала директор по персоналу компании Miele CIS Вера Сибирцева. Программа менторинга Miele, по словам Сибирцевой, предполагает сотрудничество ментора из числа топ-менеджеров компании и наставляемого при координации hr-менеджера. При этом особое внимание уделяется формированию пары «наставник-наставляемый»: учитывается запрос наставляемого, опыт наставника, а также их психологическая совместимость.

Интересный опыт региональной практики представила руководитель бизнес-инкубатора Сочинского государственного университета Ольга Берген. Проект «Дай порулить» родился из инициативы студентов, которые хотели попробовать себя не только в предпринимательстве, но и в государственном управлении. «Поначалу мы сомневались, что найдем наставников в этой нише, но нас поддержал мэр Сочи и сказал, что возьмет к себе на практику тех, кто хочет попробовать руководство муниципалитетом, а потом у нас появилось еще 30 наставников, среди них и предприниматели, и руководители администраций, депутаты и даже ректор университета», - рассказала Ольга Берген.

По сути проект «Дай порулить» - форма стажировки на предприятии. Соискатели проходят отборочный этап и попадают на практику в ту компанию или организацию, куда хотят. «На втором месте по популярности после должности мэра Сочи у нас идет стажировка на сочинском хлебозаводе, в «Сочи-водоканал» и «Сочи-электросети», - поделилась Берген. Сейчас, по ее словам, проект находится на стадии «упаковки», после чего планируется разместить его на платформе АСИ «Смартека» для тиражирования в другие регионы.

Конференция «Лучшие практики развития наставничества – 2020» прошла по инициативе общественного представителя Агентства стратегических инициатив по направлению «Предпринимательство и технологии» в Краснодарском крае Инны Беляевой и Комитета по развитию женского предпринимательства краснодарского краевого отделения «Опора России».