Отдавать нельзя выбрасывать: в фонде «Русь» хотят увеличить объемы фудшеринга

В России объем пищевых отходов составляет порядка 17 млн тонн в год. Практически все они попадают на полигоны и свалки. В том числе и продукты, которые по тем или иным причинам утратили товарный вид, хотя сохранили свое качество и срок их годности еще не истек. При этом из-за специфики налогового законодательства ритейлерам и магазинам выгоднее утилизировать продукты, чем отдавать их на благотворительные цели. Эту ситуацию пытается изменить благотворительный «Фонд продовольствия «Русь», лидерский проект АСИ, создавший первый в стране «банк еды». Сложившуюся правовую коллизию и способы ее преодоления на площадке Агентства обсудили представители фонда, профильных министерств, Госдумы, специалисты по налоговому законодательству и экономические аналитики.

Основная цель фонда «Русь» - спасти нераспроданные остатки продуктов, с не истекшим сроком годности, и товаров первой необходимости от уничтожения и направить их социально незащищенным категориям населения по всей стране в качестве благотворительное помощи. Таким образом технология единственного в стране «банка еды» борется с уничтожением продовольственных излишков, внося свой вклад в сохранение экологии, уменьшая нагрузку на переработку и хранение отходов. А также решает задачу по обеспечению продовольственной безопасности страны, направляя продукты нуждающимся.

«Наша глобальная задача – выработать подходы для развития такой модели работы с ресурсами, которая запустит процесс перехода от экономики линейного цикла к экономике замкнутого цикла. Во многих странах уже существуют механизмы эффективного перераспределения товаров – от тех, кто может их безвозмездно передать, тем, кому они нужны», - сказала на встрече президент «Фонда продовольствия «Русь» Юлиа Назарова.

По данным Росстата, численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума во втором квартале 2020 года составила 19,9 млн человек. Среднестатистическая семья из трех человек в месяц тратит 36% своего дохода на еду, многодетная – значительно больше. «Даже если бы удалось «спасти» 1,2 млн тонн продуктов, то едой можно было бы обеспечить всех граждан, живущих за чертой бедности в России. А для дальнейшего масштабирования системы промышленного фудшэринга, реализации поставленных экологических и социальных задач необходимо создать условия и устранить существующие налоговые барьеры как для производителей, так и для ретейл-сетей», - подчеркнула Назарова.

Речь идет о бремени налога на добавленную стоимость. Сейчас, согласно действующему законодательству, ритейлеры освобождаются от уплаты НДС на продукцию, которую не удалось реализовать, и которая подлежит утилизации. А на передачу продуктов и товаров на благотворительные нужды это правило не распространяется. К примеру, при списании продуктов на 108 млн руб. утилизация обходится в 117 млн руб., а передача на благотворительность — в 129 млн руб. с учетом НДС в 21 млн руб.

Стоит сказать, что снижение налоговых барьеров в сфере благотворительности было отмечено в поручениях президента РФ Владимира Путина от 11 апреля 2020 года. В июне в Налоговый кодекс были внесены изменения. Однако они коснулись только освобождения компаний от уплаты налога на прибыль при передаче товаров на сумму в пределах 1% от выручки, но никак не затронули НДС.

Идею освобождения от уплаты НДС с товаров, идущих на благотворительность, не поддерживает Минфин России. По словам представителей ведомства, сейчас налогоплательщики, которые занимаются благотворительностью, уже имеют право на освобождение от НДС. Но в случае с передачей продукции существует риск, что благотворительностью будут маскировать просчеты в бизнесе: не распродал товар – отдал на благотворительность – вернул НДС. Кроме того, в Минфине считают, что возврат НДС при передаче продукции формально означает субсидирование благотворительности со стороны государства.

Неоднозначность ситуации отметил и Владимир Константинов, партнер, руководитель налоговой и юридической практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору, услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования PwC в России. «С одной стороны, я не уверен, что мы говорим о потерях для бюджета: если товар и дальше будет утилизироваться, то государство все равно не получает НДС. С другой стороны, благотворительность по своей природе подразумевает добровольное несение расходов. Важно одно - чтобы для ритейлера отдать еду было не дороже, чем отправить ее на свалку», - сказал Константинов.

«Вопрос НДС – это крошечная часть проблемы. Государство тратит миллиарды на рекультивацию свалок и социальную поддержку неимущих. В потерях продуктов питания не заинтересованы ни государство, ни бизнес. Возврат НДС – всего лишь инструмент для борьбы с этими потерями», - добавил Антон Голубицын, гендиректор аналитической компании «ТИАР-ЦЕНТР».

«Главная ценность нашей встречи сегодня – мы услышали разные точки зрения, которые важно понимать при поиске решения. Очевидно аргументации для снижения НДС пока недостаточно. Значит, есть над чем работать и какие расчеты еще предстоит провести», - резюмировал дискуссию замдиректора направления «Социальные проекты» АСИ Михаил Истомин.