АСИ: поможем Крыму адаптироваться в бизнес России

О том, как Крым встроится в российскую систему и какое место займет в рейтинге регионов, над которым работает сейчас Агентство стратегических инициатив, в интервью телеканалу «Россия 24» говорит генеральный директор АСИ Андрей Никитин. Он отмечает, что некоммерческая организация в итоге должна создать рецепт, из которого станет ясно, какие ингредиенты и в каких пропорциях необходимы для того, чтобы регионам или компаниям быть лучшими. 

Россия не должна сбиваться с заданного курса: сейчас время сфокусироваться на комфорте инвесторов, ведь политическая игра в результате останется «за бортом» интересов зарубежных компаний. 

Интервью гендиректора АСИ Андрея Никитина


Андрей, Агентство стратегических инициатив будет заниматься стратегией экономического развития Крыма и Севастополя, но здесь несколько другие функции? 

Да, мы во всех регионах занимаемся вопросами инвестиционной стратегии, привлечение инвестиций, качество работы региональных органов власти, развит малого и среднего бизнеса и те же самые вопросы мы будем в Севастополе решать и в Крыму. Пожалуй, в Севастополе больше нужно будет времени вопросам долгосрочного прогнозирования развития города, это такой необычный город федерального подчинения для России, не такой большой как Москва и Петербург. Там нужно серьезно подумать, какие драйверы могу быть для его долгосрочного роста. 

Я так понимаю, что вы отправляетесь в Севастополь, будете там два дня, мне бы хотелось сразу после вашего возвращения еще раз обсудить все то, что вы увидели собственными глазами? 

Да, мы планируем встречи с руководством города так и с бизнесом. В любых других регионах у нас инвестклимат и формирует и оценивает бизнес. И мы рассчитываем, что мы точно так же будем действовать и в Севастополе и в Крыму. 

Я так понимаю, что интерес к инвестициям в Крым заметен. Многие уже интересуются куда можно в Крыму вложить деньги. Если говорить о потенциале и возможностях, поскольку это третий город федерального значения, правильно ли здесь оценивать опыт Москвы и Санкт-Петербурга? Правильно ли сравнивать? 

Я думаю, конечно, не в полной степени, потому что Севастополь значительно меньше, 30% населения это пенсионеры, это военные пенсионеры. Я думаю, здесь надо делать больше акцент, с одной стороны, на малый и средний гостиничный бизнес и так далее, но не надо забывать, что в советское время Севастополь был научный столицей юга, там было очень много интересных институтов, которые занимались проблемами работы на шельфе, которые занимались различными другими вопросами, связанными с недропользованием в море. Я думаю, мы этот потенциал должны тоже восстановить и его максимально востребовать, учитывая, что у России сейчас огромное морское развитие и на севере, и на востоке. Севастополь может оказаться наукоградом в какой-то степени. 

То есть, не только о Крымском шельфе идет речь, Черноморском шельфе, но и о работах, которые могут производиться на северных шельфах? 

Да. Мы предполагаем, и ряд экспертов нам подтверждают, что Севастополь, Крым может служить испытательным полигоном для ряда технологий, которые потом могу быть применены на шельфах и в более холодных морях. 

Очень интересный момент, поскольку сейчас, конечно же, инвестиционные возможности России и в целом и российских регионов несколько ниже, чем это было несколько месяцев назад. Говоря о потенциале и инвестиционных возможностях Крыма, я правильно понимаю, что больше придется опираться на собственные силы, на силы российского бизнеса. Сложно себе представить, что сейчас удастся завлечь большие инвестиции с Запада на эту территорию, которые многие не признают как часть Российской Федерации? 

С одной стороны да, российские предприниматели интересуются Крымом. Наверно этот интерес будет расти. К тому моменту, когда у нас все-таки правовое поле придет в российские реалии, но мы же работаем не с крупным бизнесом, мы работаем с иностранным средним бизнесом, с малым бизнесом. И мы не чувствуем снижения интереса к России. Потенциал крупного бизнеса, он тоже ограничен, есть крупные компании они тоже приходят, прежде всего, для реализации своих каких-то рыночных интересов, а средний бизнес, например, германский, итальянский, европейский, он пока своих планов развития в России не меняет. 

Это не только рабочие места в России, это рабочие места в Европе. И мне кажется, что нам надо думать меньше о каких-то страшилках, а все-таки фокусироваться на том, чтобы у нас было комфортно инвесторам. Сейчас ответить на все это мы можем только лучше работая над снижением административных барьеров. Тем более президент поставил задачу все барьеры убрать к 2015 году. 

Это правда, но, кстати, министр экономического развития Алексей Улюкаев высказался за то, чтобы определить Крым регионом опережающего развития, идет разговор, что Крым будет особой экономической зоной, не очень понятна широкой аудитории, в чем разница между этими двумя понятиями? Может в этом и не стоит сильно разбираться, но, так или иначе, это широкие преференции? 

Я думаю, что и особые экономические зоны, которые есть, дают очень серьезный перечень льгот. И если воспользоваться термином, который сейчас отрабатывается на Дальнем Востоке, пока он еще не легитимизирован, но все к тому идет, там должны быть особые условия по налогам на зарплату, по налогу на прибыль, минимальные административные барьеры. Все вопросы должны решаться практически в один день, я думаю, что это будет очень серьезный маркер для российского бизнеса, для иностранного, чтобы инвестировать в Крым и Севастополь. 

Рейтинг регионов, над созданием которого активно работает Агентство стратегических инициатив , не испортит ли Крым показатели, если Крым будут включать в этот рейтинг. Например, когда ГДР с ФРГ когда объединялись, понятно, что перекос был в сторону ФРГ, более развитый район, более развития страна, и приходилось нагонять сильно. Здесь такой опасности нет, и будите ли вы включать в рейтинг Крым? 

Да, конечно, только не в этом году, а следующем. В этом году мы сделаем рейтинг на 20-ти пилотных регионах, это примерно по 2 региона от каждого федерального округа. Мы возьмем как регионы которые на слуху, известные все своими успехами и те регионы, где успехи может быть неочевидны. Посмотрим, насколько эта система работает. И не с точки зрения рейтинга, потому что рейтинг это вторичная задача. Первичная задача - понять, где в регионах есть лучшие практики. Почему в каких-то регионах административные барьеры минимальны, а где-то они высоки. Надо оценить опыт и маштабировать на всю страну. Поэтому, на первом этапе мы будем предельно лояльны, дружелюбны и, конечно, будем смотреть на лучших, и объяснить, почему они лучшие, и как из этого можно сделать хорошую историю на всю страну. 

Вы ожидаете, что Крым в этом смысле окажется хорошим примером для всех остальных регионов, такое может быть? 

Да, я думаю, что может. По сути и органы власти и подходы к работе с бизнесом в Крыму формируются с нуля, и тот печальный этап, когда у нас были губернаторы с какими-то разным полукриминальными историями, слава Богу в Крыму такого нет. И сегодня там сразу можно выстраивать правильную систему работы с предпринимателями, работу с инвесторами. Поэтому, я думаю там достаточно быстро будут хорошие результаты. 

С точки зрения экономического потенциала, можно ли сейчас Крым сравнивать, например, с Калининградской областью? 

Я думаю, что в случае с Крымом, во-первых, Россия стала гораздо сильнее, и уже наверно никому не позволит с собой обращаться так, как это было в начале 90-х годов. 

Во-вторых, у нас не такое большое расстояние до Керчи, до Крыма, и я думаю, мы быстро сможем наладить снабжение Крыма всем необходимым в такой достаточно короткой перспективе. Давайте подходит по-другому, мы не в кольце врагов, а с трех сторон Крыма открытое море, море возможностей. Это правда. Но связь с большой землей, она сейчас не такая очевидная? Многие эксперты говорят о воде, конечно, нам нужно будет что-то очень серьёзное сделать, пока строится мост, чтобы транспортное сообщение было максимально комфортным. Есть вещи о которых эксперты не говорят. Например, поставки продуктов, вещей первой необходимости, которые раньше крымские предприятия закупали в Украине. 

Теперь важно очень быстро наладить эти поставки из России. Нужно решить все вопросы по снятию таможни, чтобы это из Керчи поставлялось без перебоев. Потому что очень важно понять, что мы не живем в советское время, когда вопросы снабжения картошкой в области решались постановлением ЦК или Политбюро. У нас много предпринимателей, и каждому из них нужно объяснить, как ему действовать в той ситуации, когда меняется правовое поле и меняются условия поставок. Мы будем помогать это делать. Мы так же будем помогать конкретным крымским и севастопольским предпринимателям встраиваться в российскую систему, помогать им с правильным правоприменением, будем в ручном режиме сопровождать какие-то проекты, те, которые сегодня уже есть, которые важны для Крыма. 

Беседу провел ведущий ТК «Россия 24» Алексей Бобровский.