Как инвесторов на Дальнем Востоке обеспечат кадрами

Агентство по развитию человеческого капитала при Минвостокразвития намерено реанимировать систему профессионального образования и создать для инвесторов схему «одного окна» при наборе персонала. 

Основным инструментом развития Дальнего Востока станет привлечение иностранных инвестиций за счет создания наиболее благоприятных условий. Уже разрабатывается законопроект о территориях опережающего развития, готовятся проекты по созданию свободных экономических зон и многое другое. Но для создания новых производств потребуются кадры, который на Дальнем Востоке катастрофически не хватает даже для действующих производств. Для решения этой проблемы в этом году было создано Агентство по развитию человеческого капитала. Как оно будет привлекать рабочие руки, об этом «Эксперт Online» рассказал директор департамента Министерства по развитию Дальнего Востока Роберт Уразов.

- Роберт, расскажите об исходной точке, о проблемах, которые следует решить вашему агентству.

- Население Дальнего Востока – 6,3 млн человек, из них 2,7 экономически активного населения. Нам же предстоит создать сотни тысяч новых рабочих мест. Сделать это только за счет проживающих на Дальнем Востоке невозможно. Тем более, пока сохраняется негативная тенденция оттока населения: в прошлом году отсюда уехали от 16 до 20 тысяч человек по неофициальным данным. У нас вообще в крупных городах России уровень безработицы 0,2-0,3% от экономически активного населения. Это означает, что рынок труда сильно сжат. А о масштабе проблемы на Дальнем Востоке можно судить по цифрам: на учете в службе занятости стоит 56 тысяч человек, а число вакансий на предприятиях и организациях - 130 тысяч. Это означает, что здесь уже недозагруженные мощности, невыпущенная продукция, потери валового регионального продукта.

- Как высчитали цифру в сотни тысяч новых рабочих мест?

- Новая экономическая модель развития Дальнего Востока предполагает удвоение ВРП в два раза. Из этого мы и исходим. Для удвоения требуется определенное число новых предприятий и соответствующего числа новых рабочих мест.

- Плановое число предприятий есть?

- Нет, основная идея в том, что развивать надо определенные отрасли. Но это не закрытый перечень, потому что рыночная ситуация может меняться. Например, мы сейчас рассматриваем как приоритетную отрасль рыбной ловли и переработки. Но если бизнес сочтет это неперспективным, то и приоритеты сменятся. То есть будут развиваться те отрасли, за которые инвесторы проголосуют рублем.

- Каким образом вы будете привлекать сто тысяч рабочих рук?

- Речь идет о периоде в семь-десять лет. В первую, конечно, будем подбирать кадры из числа местных жителей, потом только ориентироваться на другие регионы. Пока мы ограничены в стимулирующих инструментах. Например, действующие программы поддержки приезжающих на Дальний Восток в виде оплаты переезда и подъемных касаются в основном соотечественников. То есть переезжающих из стран СНГ и других государств. 

Локальные программы стимулирования обеспечения занятости тоже пока большого эффекта не дали, потому и фиксируется отток населения. На самом деле у нас не стоит задача заманить людей деньгами. Здесь должны работать скорее нематериальные стимулы. У нас не стоит задача залить Дальний Восток деньгами.

- Так как вы будете действовать? Какие это стимулы?

- Во-первых, это участие в новом проекте. Кто раньше придет на новое производство растущей компании, у того есть все шансы быстрее сделает карьеру. Мы исходим из того, что здесь будет высокий уровень заработной платы. Заработает комплекс мер, разрабатываемых сейчас. Президент Российской Федерации поставил задачу создать инвестиционные условия на Дальнем Востоке лучшие, чем в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас рассматриваются все эти параметры. Они касаются не только снижения налогообложения, но и упрощения и сокращения по времени многих процедур: получение разрешений, подключение к сетям и прочее. 

И когда инвесторы увидят, что здесь условия реально лучше, то начнут появляться передовые производства, работать в которых будет престижно. Это будут высокопроизводительные рабочие места, то есть своим квалифицированным работникам можно платить больше. Таким образом, будет раскручен весь механизм развития Дальнего Востока, включая социальную, культурную инфраструктуру. Главная цель всех программ - повышение качества жизни, что и станет основным мотивировочным стимулом приехать сюда жить и работать.

- Какие проблемы предстоит решить в первую очередь?

- Высокий уровень конкурентоспособности территории должен означать и высокий уровень компетенции на рынке труда. У нас пока проблема с образованием. 

В прошлом году вузы ДФО выпустили 60% человек гуманитарных специальностей. В то время как рынку уже не хватает рабочих специальностей на 80%. Агентство будет выступать созаказчиком тех специальностей, которые будут нужны рынку через два-три-четыре года.

У нас, к сожалению система среднего профессионального образования 25 лет была в забвении и в одночасье ее не восстановишь. Мы же намерены прививать и новые стандарты образования, то есть повышать качество подготовки кадров. Это будут лучшие мировые стандарты, лучшие методические пособия и оборудование. Добиваться будем высоких стандартов переобучения действующих специалистов. Наша задача в том, чтобы система образования была заточена под потребности рынка.

- И преподавателей будете выписывать из-за границы?

- В том числе. Но опять же ориентируясь на рынок. Будет проведен анализ – какие отрасли перспективны, какие появятся предприятия, чем они будут оборудованы. Мы уже приступили к сбору лучших практики по всему миру. Например, есть отличная практика в Финляндии. Там производитель оборудования ставит его в учебное заведение и на нем учатся. Это выгодно ему, поскольку он имеет по сути экспозицию своего нового оборудования, может показать его в действии покупателю. Это выгодно покупателю, поскольку он знает, что есть готовые кадры, умеющие работать с этим оборудованием. Наконец, выгодно работнику, который уверен в собственной востребованности. При этом оборудование меняется каждые три года.

- Что мешает это сделать у нас?

- Надо решить комплекс задач, в том числе вносить изменения в законодательство. Во-первых, отсутствие качественного менеджмента в самих колледжах. Ведь даже найти бесплатную аренду – это непросто, нужен организатор. Договориться с предприятием, найти такого поставщика оборудования и многое другое. Потом у нас безвозмездное предоставление оборудования облагается налогом. А передача государственного имущества невозможна – карается законом. Потом, вопрос безопасности труда. Если что-то учеником случится – кто за это будет отвечать? В общем масса различных проблем, но мы готовы работать над их решением для внедрения в нашу систему образования лучших мировых практик.

- Но сейчас вроде упрощается создание при предприятиях учебных центров.

- Да, подвижки есть. Но такие центры всей проблемы не решают. Когда есть моно-заказчик и моно-колледж – да, там проще. Один понимает, кто ему нужен, другой знает, как его подготовить. Но чаще всего им передают старое оборудование. Нам же надо готовить специалистов для разных отраслей. А значит нужны и разные модели обучения. Например, инвестор приходит и у него уже есть штат линейных сотрудников. Но нужны наладчики именно этого оборудования, а таких вообще в России, допустим не выпускают. Значит, будем думать, как готовить именно таких специалистов. То есть универсальной модели нет, в каждом случае будет индивидуальный подход.

- И все таки и стимулах приехать на Дальний Восток?

- Мы конечно прорабатываем сейчас систему стимулов. Но в основном это общие инфраструктурные меры. Премьер-министр поручил всем ведомствам пересмотреть свои программы развития с тем, чтобы для Дальнего Востока были более лучшие параметры. Например, по скорости ввода жилья, снижению его стоимости. Такие же программы будут по здравоохранению, образованию опять же.

- Что делается уже сейчас?

- Создаются институты развития. Наше агентство будет создано уже в этом году. Но помимо этого мы уже запустили программы по стажировке молодежи, совместно с Агентством стратегических инициатив формируем команду лидеров, готовых работать на Дальнем Востоке и прочее.

- Вообще, я думал, что кадровые проблемы предприниматели решают сами.

- Вовсе нет. Практика показывает, что когда инвестору предлагаешь проект, он первым делом спрашивает: а где я буду брать кадры?

- Какой будет схема работы с инвестором?

- Мы будем подключаться на этапе подачи заявки. Смотрим, какие именно кадры ему нужны в какой перспективе и начинаем их подбирать или переобучать.

- А какие будут причины у инвестора обратиться именно к вам, а не скажем в кадровое агентство?

Если проблемы будут решаться без нашего участия и будут успешно решены, мы можем считать это общим достижением. На самом деле у нас будет налажено взаимодействие как с учебными заведениями, так и с кадровыми агентствами, у нас будет выход на тех, кто желает переехать и так далее. Это будет система «одного окна» для инвестора. Через нас он может спланировать свою кадровую политику на годы вперед и будет уверен, что в определенное время у него будет определенное число специалистов для работы с конкретным оборудованием. Агентство вообще одно из многих стимулирующих причин создания бизнеса на Дальнем Востоке. Инвестор будет знать, что не останется один на один с кадровой проблемой.


Агентство развития человеческого капитала в перспективе должно полностью удовлетворить спрос на рабочую силу «заходящих» в ДФО инвесторов. Обеспечение трудовыми ресурсами планируется как за счет коренных дальневосточников, так и жителей наиболее успешных европейских регионов России, ближнего зарубежья.

Агентство будет работать по трем направлениям: поиск и подбор персонала, адаптация вновь прибывших, развитие компетенций (краткосрочное обучение, тренинги, тестирование и т.д.). На ноябрьском заседании наблюдательного совета АСИ, который возглавляет президент РФ Владимир Путин, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков доложил главе государства, что проект по развитию кадрового потенциала нацелен прежде всего на те регионы, которые больше всего нуждаются в квалифицированных кадрах высочайшего уровня - Сибирь и Дальний Восток.