Малые инновационные предприятия: коммерциализация разработок и доступ на внешние рынки

На сегодняшний день в России создано более 2000 малых инновационных предприятий (МИП) при вузах. 

Предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий показывает их низкую операционную эффективность, которая во многом обусловлена наличием административных барьеров в сфере образования, а также слабых связей с потребителями интеллектуальных услуг на международных рынках. 

В процессе разработки дорожной карты «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» (НСКК), участники рабочей группы решили организовать на площадке Открытого Правительства сбор предложений по совершенствованию законодательства о малых инновационных предприятиях при бюджетных научных и образовательных учреждениях профессионального образования. 

В развитие этой идеи, Агентство стратегических инициатив приняло решение о проведении в «Точке кипения» серии практических семинаров для руководителей МИПов. Первый семинар из этого цикла на тему: «Малые инновационные предприятия: международная практика коммерциализации разработок на примере Юго-Восточной Азии» состоялся 11 февраля в Москве. 

Мероприятие было рассчитано на руководителей МИПов, заинтересованных в активном продвижении своих товаров и услуг на внешние рынки, готовых к взаимодействию с зарубежными заказчиками, партнерами и потребителями. 

В ходе семинара участники получили представление о возможностях рынка Юго-Восточной Азии (ЮВА), его перспективах, особенностях, каналах взаимодействия с потенциальными потребителями, а также наметили практические шаги по вхождению на этот рынок, в том числе с использованием инструментария институтов развития и инвестиционных ресурсов. 

В качестве спикеров семинара были приглашены представители Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Департамента науки, промышленности и предпринимательства города Москвы, управляющей компании Сбережения и инвестиций, Агентства общественных связей Китай.ру, Совета по развитию торговли Гонконга и Тайваньско-российской ассоциации. Участники обсудили механизмы позиционирования на внешних рынках, описали возможные схемы взаимодействия и выделили ключевые проблемы, решение которых необходимо для начала работы на рынке Юго-Восточной Азии.

Модель компетенций

По итогам дискуссии был выявлен предметный интерес со стороны МИПов к «достраиванию» компетенций, необходимых для выхода как на рынки АТР, так и на внешние рынки в целом, были определены ключевые «компетенции», а именно: 
юридический блок (поддержка в области защиты интеллектуальной собственности); 
коммерческий блок (подбор схем корректного взаимодействия с потребителями товаров и услуг на внешних рынках, привлечение экспортного финансирования) 
маркетинговый блок (подбор и селекция потенциальных партнеров, заказчиков товаров и услуг, поставщиков комплектующих, контрактных производственных площадок) 

Эксперты, принимавшие участие в семинаре (представители АОС «Китай.ру», Совета по развитию торговли Гонконга и т.д.) взяли на себя обязательства по разработке пакета предложений по «достраиванию» данных компетенций. 

Участники семинара также пришли к общему мнению, что для более эффективной деятельности МИПов, как на внешних, так и на внутреннем рынках, целесообразным представляется создание Ассоциации малых предприятий, способных вырабатывать единые механизмы и стандарты решения вопросов, выходящих за плоскость компетенций МИПов. 

Итоги семинара

решение о необходимости разработки экспертным сообществом комплексных предложений для МИПов по выходу на внешние рынки 
решение о необходимости создания Ассоциации МИПов, способной выработать и организовать эффективную схему коммерческой эксплуатации интеллектуального потенциала МИПов 

Разработка данных направлений будет предметом дальнейшей деятельности участников семинара. Видеозапись семинара можно посмотреть здесь.


  • Как найти покупателя своей продукции? 
  • Как защитить свою разработку от нелегального копирования? 
  • Как подобрать контрактного производителя в Китае?
Агентство стратегических инициатив готово оказать содействие в консультировании представителей малых инновационных предприятий по всем возможным аспектам коммерческого взаимодействия с рынками стран Азиатско-тихоокеанского региона. 

С вопросами можно обращаться по адресу: info@chinapartner.info