Эксперты Всемирного банка и АСИ обсудили развитие экономики данных в России

Всемирный банк в партнерстве с АСИ провели экспертное обсуждение, посвященное готовящемуся докладу по вопросам политики развития экономики данных в России.

Во время обсуждения одной из тем доклада «Данные инфраструктура» директор центра цифрового развития АСИ Вера Адаева отметила, что площадка Всемирного банка важна для трансляции успешных цифровых решений России и выработки рекомендаций на основе лучших мировых практик.

Она назвала важным выстраивание общественного диалога для развития цифровых решений и предложила сделать отдельный акцент на тему использования данных для пользы социума.

«К обсуждению доклада мы привлекли тех экспертов, которые уже помогают нам развивать конкурс цифровых решений АСИ – World AI&Data Challenge, заложив ценности открытых данных и открытого кода. Мы видим необходимость развития доклада в части выработки рекомендаций по стандартизации данных, моделей интеграций и обмена данными между большими и разными по своему статусу экосистемами как государственными, так и частными», – заявила Адаева.

В готовящемся докладе Всемирного банка инфраструктура данных понимается как цифровая инфраструктура, способствующая обмену данными и их совместному использованию. Директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Рено Селигманн подчеркнул, что «многие страны продолжают развивать политику данных – это страны с наиболее передовой экономикой, поэтому эффективное управление очень важно для всех владельцев данных в государственном и частном секторе».

«Роль самого важного агента экосистемы данных играет государство. Правительства разрабатывают и совершенствуют методику управления данными чаще всего для того, чтобы предоставлять более качественные государственные услуги и создавать возможности повторного использования данных для других целей. В ближайшем будущем правительству России важно решить вопросы по управлению данными, которые имеют стратегическое значение для дальнейшего развития экономики данных», - сказал Селигманн.

По его словам, речь идет о развитии системы управления данными на федеральном уровне и в регионах, о средствах, с помощью которых создается доступ к национальным ресурсам данных власти, бизнеса и граждан, о согласованном управлении во всей экосистеме, а также об обновлении и координации действующих норм, правил и стандартов в работе с данными.

О развитии экономики данных в других странах рассказал ведущий консультант по цифровой трансформации Всемирного банка Эндрю Стотт. По его словам, правительства все больше склоняются к организации национальных систем управления данными. При этом, по словам спикера это не единая государственная база данных, это гораздо более широкая система, модель, в которую будут включаться правила, рекомендации, определения, требования качества, стандарты, обеспечивающие интероперабельность данных.

Кроме того, туда войдут модели взаимодействия между разными госорганами, будут определяться национальные зоны ответственности в области использования данных, в том числе коллективного. Стотт привел примеры стратегических инициатив, которые помогают правительству решать задачи по управлению данными. Например, в США разработали федеральную стратегию данных, во Франции назначили первого государственного директора по данным, в Канаде создается отдельное ведомство, которое будет заниматься вопросами обмена данными в интересах государства.

«Данные как инфраструктура» – это концепция, которая отличается от концепции «инфраструктуры данных». Мы говорим об основополагающей политике в области данных – управлении данными. За последние десятилетия правительства стран рассматривали данные как своего рода компонент и последствия транзакционных действий государственных структур. Теперь государство стало рассматривать данные как стратегический актив, который требует правильного управления», - сказал Стотт.

По его мнению, управление должно вестись отдельно от того, что происходит в линейных структурах, которые производят данные изначально. Он подчеркнул, что речь идет о большом количестве линейных подразделений в системе госуправления, которые должны обмениваться данными. При этом обмен открытыми данными и их совместное использование должно проходить в более защищенном режиме.

В докладе достаточно полно освещены вопросы управления государственными данными, однако есть ряд проблем, на которые стоит особенно обратить внимание, заявил директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты Михаил Петров.

«Когда мы работаем с информационными системами других ведомств, объектами проверок, мы видим, что единая архитектура данных всех этих систем пока отсутствует – одни и те же данные могут вводиться несколько раз в разные системы, много лишних шагов по обработке, в том числе по передаче данных, казалось бы, одни и те же показатели в разных системах считаются по-разному и не совпадают, различны форматы и технологии обмена», - заявил он.

«Еще одним важным вопросом является качество данных. Качество я понимаю глобально – это совокупность таких характеристик как своевременность, актуальность, непротиворечивость, отсутствие ошибок, консистентность. Роль контроля качества должна быть отделена от ролей обработки данных, а архитектура данных в государственном контуре проектироваться централизованно», – сообщил Петров.