«Комфортный город»: архитекторы и урбанисты обсудили перспективы креативных индустрий и тренды городского развития

Помогают ли креативные инициативы развивать города и территории, как формируются сообщества в творческих индустриях, какие изменения ждут российские города в год креативной экономики: эти вопросы архитекторы и урбанисты обсудили в рамках конференции Москомархитектуры «Комфортный город», которая в этом году прошла в онлайн-формате при поддержке АСИ.

Более 30 ведущих экспертов из Москвы, Нидерландов и Великобритании, включая представителей всемирно известных архитектурных бюро Zaha Hadid Architects и MVRDV, в течение трех дней участвовали в кейс-сессиях, творческих обсуждениях и дискуссиях, посвященных итогам уходящего года, актуальным практикам ведения креативного бизнеса, архитектурным событиям и тенденциям, а также представили обзоры новых технологий и точек роста. Участники конференции поговорили о мерах господдержки творческих компаний, консолидации в индустрии, влиянии креативных кластеров на экономику городов и инфраструктуру прилегающих районов.

Заместитель руководителя департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кирилл Ильичев считает креативные индустрии новым драйвером для развития российских городов. «Это развитие городских территорий, арт-кластеров, кросс-инноваций и образовательных проектов. Это новые возможности взаимодействия для предприятий. Отдельный тренд - цифровизация индустрий, но он, к сожалению, сейчас тесно связан с текущей ситуацией ограничений», - отметил он.

По словам Ильичева, в числе задач на следующий год - завоевание определенной доли международного рынка креативных индустрий. «Поэтому сегодня нам нужны показатели, которые мы можем проконтролировать и измерить: численность обучающихся по профильному образованию, численность сотрудников архитектурных и проектных бюро, выручка предпринимателей в области креативных индустрий и от экспорта архитектурных услуг, число номинантов международных премий и конкурсов и все остальные данные, которые могут показать реальную ситуацию в творческом секторе», - подчеркнул Ильичев.

В свою очередь, в АСИ уже подсчитали вклад креативной индустрии в экономику российских городов. Доля творческого сектора ряда мегаполисов РФ оказалась сопоставима с показателями Западной Европы.

«Креативные индустрии могут стать той самой новой возможностью для формирования долгосрочной стратегии развития российских городов. Причем городов абсолютно разных. В том числе и малых: пандемия открыла огромные возможности для развития этих точек. Если сейчас сделать ставку на развитие креативной экономики в любом городе страны, то он может получить второе рождение», - уверена руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.

Однако, по ее словам, в регионах России не всегда понимают, что такое креативные индустрии в целом. «Необходимо работать с городами напрямую, проводить конференции, выставки, акселераторы и другие мероприятия с участием креативных индустрий. Это позволит максимально быстро включить города и изменить жизнь в них к лучшему», - отметила Журавлева.

Также на конференции обозначили градостроительные тренды 2020 года. По итогам опроса, в котором приняли участие свыше 250 архитекторов и урбанистов из различных регионов России, в числе наиболее значимых архитектурных событий России на первом месте – проекты реконструкции объектов исторического наследия (например, Дом Наркомфина или Бадаевский завод в Москве), на втором – проекты реставрации культурных учреждений и зданий с общественными функциями (Дворец пионеров в Москве), на третьем – проекты, связанные с развитием городских транспортных узлов. Иными словами, все отмеченные архитекторами и урбанистами проекты – это вовсе не новые городские объекты, а привнесение новых функций или придание нового облика уже давно существующим зданиям.