АСИ опробует модель обучения и трудоустройства по профессиям будущего в проекте по ускоренной разработке профстандартов

Пилотный проект по ускоренной разработке профстандартов по перспективным профессиям будущего, актуализации ФГОС и образовательных программ представили на деловой программе форума «Сильные идеи для нового времени».

«Мы принимаем участие в пилотном проекте по разработке квалификаций и обновлению профстандартов до конца 2021 года. Сейчас прорабатывается перечень квалификаций по трем областям: искусственный интеллект, образовательные и игровые среды», – заявила ректор Университета 2035 Нина Яныкина.

«В реализации проекта будет использована наша разработка «Цифровая модель компетенций» - алгоритм на основе искусственного интеллекта, получивший высокую оценку экспертов Минтруда России. Используя массив данных из более 150 млн вакансий и профессиональных мероприятий, данные профессиональных сообществ и технологических стартапов, такой алгоритм способен сократить время сбора и анализа информации», - уточнил автор описанного подхода и директор направления «Развитие на основе данных» Университета 2035 Андрей Комиссаров.

Сейчас разработка профстандартов занимает один-два года. После утверждения профстандарта организации могут разрабатывать соответствующие образовательные программы. Но за этот период условия на рынке труда уже могут сильно измениться.

«Чтобы появилась новая профессия или квалификация, нужно разработать требования для нее, фактически, утвердить профессиональный стандарт. На процедуру внесения изменений в профстандарт требуется еще полгода как минимум. В ходе пилотного проекта мы планируем отработать модель с участием наших партнеров - крупных провайдеров обучения, чтобы человек получил соответствующий документ по итогам обучения и возможную гарантию трудоустройства. Ведь если квалификация или профессия будущего еще не фигурируют в нормативных документах, то это не означает, что отсутствует на нее запрос на рынке труда. Нам предстоит усовершенствовать имеющиеся процедуры разработки профессиональных стандартов и образовательных стандартов», – отметила замдиректора направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина.

«Современные стандарты подготовки завязаны на мировые тренды. Главный – цифровизация, которая на деле означает, что мировой технологический уклад меняется очень быстро. Так что первый актуальный стандарт – это скорость подготовки. Если вы учите тому, что было нужно еще год назад, это неплохо, но явно недостаточно. Здесь главное требование – способность быстро реагировать на происходящее, а еще лучше – умение предвидеть. Поэтому учить надо не тому, что уже стало мейнстримом, а тому, что таковым станет через два-три года», – подчеркнул гендиректор WorldSkills Russia Роберт Уразов.

Во время эксперимента Университет 2035 и WorldSkills Russia смогут утверждать перечень перспективных профессий будущего, а также присваивать квалификации по результатам освоения программ обучения по этим профессиям. До конца года специалисты должны разработать проекты квалификаций по перспективным профессиям будущего, также пройдут экспертные обсуждения. Все работы по пилотному проекту должны завершиться до 1 ноября 2021 года.