Современная экономика. Сессия «Стратегия зеленого роста: как обеспечить экологическую модернизацию национальной экономики»

Фото: Сергей Фадеичев | ТАСС

Участники дискуссии обсудили проблемы перехода страны к экологически ориентированному развитию и модернизации ее экономики. Огромный природный и научный потенциал России может вывести нашу страну в мировые лидеры зеленого роста.

Павел Лукша, основатель инициативы «Глобальное будущее образования», профессор практики Московской школы управления «Сколково», во вступительном слове напомнил участникам сессии, что «экология очень долго была в России коллективным слепым пятном, темой, которую старались не замечать. Но в 2020 году стало ясно, что не замечать ее невозможно. Климатическая повестка выходит на одно из первых мест в мире. В ближайшие годы будет расти активное регуляторное давление на производителей во всех крупнейших экономиках мира.

Экологию, по мнению спикера, некорректно рассматривать как точку убытка в мировой экономике и разделять то, что делает экономика, и то, что происходит с экологией. Потому что идея природного капитала, идея природосообразных технологий позволяет поменять эту парадигму.

«Экономика устойчивого развития кардинально отличается. Если раньше человек задумывался о том, чтобы не нанести природе вред, то теперь все изначально проектируется, чтобы вписываться в природные процессы. Это парадигмальный сдвиг в нашем сознании. Сдвиг в сторону циклической экономики важен для потребителя, но 95% процессов протекают в области поставок, и в ближайшие 10–15 лет под давлением потребителя будет перестраиваться вся индустрия. От каких-то продуктов, возможно, придется отказаться. Например, от стали», – считает Павел Лукша.

Ричард Дамания, ведущий экономист Группы Всемирного банка отметил, что все больше людей умирают от загрязнения воздуха. «Приостанавливается экономический рост по всему миру. Сейчас экономика почти остановилась. Мы видим повышение уровня долга в таких объемах, которые мы никогда не видели. Нужно строить другую систему. Для этого нам нужно быть прочными. Нужно правильно использовать материальные и нематериальные ресурсы. Мы пытаемся сопоставлять индикаторы разных стран: прочность, инклюзивность, устойчивость, эффективность (насколько производительна ваша земля). Глобально нам нужно создание новых рабочих мест. Если мы будем пользоваться этими четырьмя основополагающими принципами, то сможем построить правильную финансовую модель», – заявил эксперт.

Светлана Бик, директор по стратегическому развитию, руководитель направления «Зеленая Евразия» Научного центра евразийской интеграции, напомнила участникам, что «мы сейчас продолжаем смотреть на зеленые инвестиции в парадигме старой истории, когда рост акционерной стоимости был самым главным. Поэтому мы сегодня не смотрим на природный капитал, на человеческий капитал как на те эффекты, которые должны быть от наших зеленых инвестиций. Природный и человеческий капиталы должны быть сохранены. Ни у одного финансового института природный капитал даже не осмысливается как актив. Наш финансовый рынок продолжает жить в идеологии „выгодно – не выгодно“, в старой идеологии, глядя на ростки новой экономики».

Спикер предложила начинать с учета тех неблагоприятных событий, которые происходят сегодня в России в области климатических катастроф, техногенных рисков. Их следует учитывать, оцифровывать и на этой критической основе создавать методики оценки рисков и учета их в зеленых финансовых стратегиях.

«Мы предложили создать российский банк данных природных катастроф и техногенных аварий. В этом банке данных должны учитываться все существующие для наших хозяйствующих субъектов зеленые метрики, ESG‑рейтинги и рейтинги инвестиционной привлекательности», – считает Светлана Бик.

Михаил Бабенко, директор программы «Зеленая экономика» Всемирного фонда дикой природы подтвердил значение и высокую роль государственных и финансовых институтов, а также бизнеса в процессе перехода к зеленой экономике: «ярким примером нарушения баланса можно рассматривать ситуацию, когда государство и бизнес договорились, а общество недовольно. Это станет причиной экологических протестов от Камчатки до Архангельска».

Михаил Бабенко также обратил внимание участников на проблему, которая сегодня еще не разрешена, – это закрытость информации. «С помощью активистов мы мониторим, все ли экологические нормы соблюдаются при ведении бизнеса, раскрывается ли информация об авариях и спорах с местными сообществами. Этот механизм требует сложной верификации, но это тот уровень, когда мы в том числе помогаем финансовым институтам и рейтинговым агентствам накапливать информацию», – отметил спикер.

В заключение своего выступления Михаил Бабенко заявил, что «зеленая экономика – это новые выгоды. Важно видеть в ней не столько затраты, сколько потенциал».

Анастасия Цветкова, генеральный директор Фонда поддержки прикладных экологических разработок и исследований «Озеро Байкал» напомнила, что природоохрана – это лишь один из элементов зеленой экономики. Это низкоуглеродная и ресурсоэффективная экономика, которая инклюзивна и инвестирует в людей, в развитие местных сообществ.

«Сохранение природного капитала – это инвестиции в него, когда мы понимаем, что, вкладывая средства, мы наращиваем его в интересах экономического прогресса, и что это действительно выгодно для нашего будущего. Сейчас преобладает подход, когда мы смотрим на Байкальское озеро как на источник пресной воды и дестинацию для развития туризма. Но Байкал – это еще и 2,5 тысячи уникальных видов, которые там обитают и дают безграничную базу для развития биотехнологий. Если мы поможем нашим особо охраняемым природным территориям справиться с той финансовой нагрузкой, которая ложится ввиду увеличения турпотока, то мы сможем создать целое направление развития экологического туризма, которое при правильной организации также может стать отраслью зеленой экономики в нашей стране», – подытожила Светлана Цветкова.

Александр Лебедев, председатель совета директоров ООО «Национальная резервная корпорация», выразил некоторое сомнение в том, действительно ли политика ЕС столь способствует развитию зеленой экономики. Он рассказал о своих проектах в Крыму: об увеличении в три раза количества электрических заправок, оптимизации сбора мусора, о планах по установке солнечных батарей на крышах своих отелей, о проработке возможности организации каршеринга в Крыму на электромобилях, заметив при этом, что тут без стимулирования со стороны государства никак не обойтись.

Алексей Мирошниченко, заместитель председателя, член правления Государственной корпорация развития «ВЭБ.РФ» (титульного партнера Форума) продолжил тему каршеринга. Он рассказал, что сейчас обсуждается возможность расширения парка электромобилей одной из московских компаний каршеринга. «С точки зрения финансовой организации мы должны сказать, что зеленый проект – это проект, который, с одной стороны, платежеспособен, генерирует какую-то прибыль, какой-то денежный поток и за счет полученной прибыли может возвращать кредит. С другой стороны, это проект, который использует новые, более ответственные, более бережливые, меньше влияющие на природу технологии. Такой проект требует чуть больше инвестиционных затрат на этапе запуска. Как правило, такие проекты компенсируют часть из дополнительных инвестиционных затрат. Электромобиль более экономичен, более удобен для каршеринговой компании с точки зрения ремонта. Как говорят те, кто им пользуется, там практически нечему ломаться.

«То же самое, если мы говорим про зеленые здания. Зеленые здания – это не только солнечные батареи на крыше, это еще и энергоэффективность. Это хорошо замкнутый тепловой контур, это меньшее использование ресурсов для обогрева. Такое здание требует меньших затрат на этапе эксплуатации. ВЭБ.РФ готовит документ, который должен стать единой точкой отчета, единой системой координат для компаний, планирующих разработку зеленых проектов в России», – сказал Алексей Мирошниченко.

Владимир Солодов, губернатор Камчатского края, в своем выступлении отметил, что «развитие Камчатки может быть основано минимум на трех секторах экономики. Это рыбное хозяйство и рыбная ловля, которая может на годы вперед гарантировать стабильное поступление дохода. Второй сектор – это логистика, которая позволяет нам устойчиво развиваться. Третий сектор – туризм». Губернатор также обозначил проблемы, с которыми сталкивается регион. «То, с чем сейчас мы имеем дело, – это когда один и тот же участок используется для добычи рассыпного золота, на нем же находится нерестовая река и по нему идут туристические тропы и потоки. В общем, у нас в государстве нет механизма сопоставления, каждое из ведомств решение принимает, исходя из тех ограничений, которые есть. Это главное в нормативном поле, что необходимо исправить», – в заключение своего выступления сказал Владимир Солодов.