Новые компетенции. Сессия «Высшая школа: новый ледниковый период»

Как вузы справляются с новыми вызовами, каковы задачи университетов, претендующих на лидерство, о ценности человеческого капитала и качестве новых образовательных тенденций – участники дискуссии «Высшая школа: новый ледниковый период» обсудили самый широкий спектр актуальных и острых тем.

Ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова отметила, что сегодня главной компетенцией является умение учиться. «К нам приходят молодые люди в возрасте 17–18 лет и в зависимости от образовательной траектории, которую они выбрали, проводят в университете от 4 до 10 лет. Наша задача – наполнить эти годы смыслом, для того чтобы выходя из университета они могли выбрать свой единственно правильный профессиональный путь. Сможем ли мы их научить на всю жизнь? Нет, конечно. Сейчас мир настолько быстро меняется, что мы видим, как одни профессии уходят, новые появляются. Главная компетенция, на мой взгляд, сегодня – это умение учиться», – сказала она.

Рассуждая в контексте главного университетского ресурса, ректор подчеркнула, что им являются люди. «К нам в результате открытых международных конкурсов приехали наши соотечественники, которые когда-то уехали из России, но сейчас им интересно работать у нас. Приехали иностранцы, которые тоже с удовольствием занимаются образовательными, научными проектами. Как мы этого достигли? Развивали академические свободы, предлагали им актуальную научную повестку. А это означает, что у наших студентов появилась возможность учиться у лучших», – отметила Алевтина Черникова. По ее словам, объединяя возможности университетов, коллективов, ученых, создаются новые возможности для настоящих и будущих студентов.

По мнению участников дискуссии, университеты, претендующие на лидерство, должны ставить перед собой две задачи: первая – отвечать на вызовы времени и запросы бизнес-сообщества, вторая – формировать собственные научно-образовательные повестки. Этим же задачам должна соответствовать новая программа стратегического академического лидерства (ПСАЛ), которая в 2020 году пришла на смену программе «5-100» и рассчитана на 10 лет.

«В системе высшего образования повестка ориентирована на изменение целевой модели университетов. Как следствие, внедрение абсолютно новых механизмов во внутренние процессы вузов, например (из корпоративного сектора), способствуют усилению конкурентоспособности. Поэтому участие в образовательных программах, таких как ПСАЛ, дало возможность определить собственную роль в регионе, стране, мире. И как результат – необходимость позиционирования себя на внутреннем и на глобальном рынках. Постоянный рост ожиданий и требований со стороны стейкхолдеров заставил университеты смотреть критично на свои образовательные методы, соотнося себя с лидерами на глобальном уровне, понимать, с какими мировыми стандартами создавать новые продукты и как выходить на новые рынки образования и исследования», – сказал Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СпбПУ).

«Это очень важная программа. Это продолжение той глобализации, на которую вышли наши университеты. Это возможность инициировать и реализовывать собственные яркие и амбициозные научные и образовательные проекты. Но самое главное – усиливать и развивать академические свободы», – добавила Алевтина Черникова.

Стоит отметить, что на данный момент только 120 университетов смогут быть в этой программе. На вопрос, что делать тем вузам, которые в ПСАЛ не попадут, дал ответ директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, гендиректор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» и спецпредставитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. По его мнению, университеты должны «развивать любые уникальные программы». «Сейчас больше всего ценится уникальность. Любая вещь, которая достойна попасть в сеть, а в сети на нее придут другие люди, является основой конкурентоспособности. Поэтому следует искать уникальные программы и развивать их. Идти в вуз, как в институт развития, договариваться с региональными властями и корпорациями, преодолеть осмысление себя как машинки выдачи дипломов, открыть свои двери и пространства для лидеров региональных инициатив, развивать программы ДПО. Зарабатывайте на открытом рынке!» – заявил спикер.