Новое городское развитие. Сессии «Новая городская мобильность. Как будет устроено движение в городах в 2020-х годах?» и «Муниципалитет как инфраструктура доверия»

Российский дорожный научно-исследовательский институт (деловой партнер Форума) и Агентство стратегических инициатив (АСИ) при поддержке Минтранса России начинают реализовывать совместную инициативу «Моя дорога». Об этом было объявлено в рамках сессии «Новая городская мобильность. Как будет устроено движение в городах в 2020-х годах?».

По данным Минтранса России, только 38% граждан России удовлетворены качеством дорог. В то же время в регионах России нет ни одного примера, когда транспортная и пешеходная инфраструктура городов формировалась совместно с жителями и исходя из глубокого анализа их повседневных потребностей. «Проектирование осуществляется транспортными инженерами самостоятельно, но вместе с тем за последние 10 лет потребительское поведение в городах значительно изменилось. Теперь у муниципалитетов появилась возможность выступить пилотной территорией для партисипаторного (инициативного) проектирования дорог. При этом основой для проектирования городской мобильности будет являться оценка поведения жителей города», – отметила руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.

Выстраивание диалога с гражданами для принятия решений о формировании новой дорожной инфраструктуры и интеграция населения в реализацию дорожных проектов – одна из приоритетных задач, подчеркнул генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Варятченко. «Единая мультимедийная платформа „Моя дорога“ позволит каждому желающему получить конкретный участок дорожно-уличной сети, чтобы контролировать его состояние, и пройти необходимое для этого дистанционное обучение с выдачей сертификата. Также на платформе можно будет увидеть положительные изменения дорожной инфраструктуры с помощью фото- и видеоматериалов от граждан, экспертов, журналистов и блогеров», – уточнил Алексей Варятченко.

Участники сессии также обсудили развитие инфраструктуры велотранспорта в российских городах.

«Здесь нет какого-то одного тренда. Развитие велодорожек, общественного или частного транспорта – все должно развиваться комплексно. В Мурманской области за последние пять лет количество индивидуального транспорта увеличилось в полтора раза. И это новый вызов с точки зрения парковок и регулирования дорожного движения», – считает губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

«Ориентируясь на опыт стран, где огромное количество людей ездит по городу на велосипеде, видим, что велосипедная инфраструктура – это не только велополосы и велодорожки, это еще и терминальная инфраструктура. Когда человек приезжает на велосипеде на работу, ему нужно переодеться и принять душ. Второе – велосипедная структура трехкомпонентная: велосипедные тротуары, велосипедные полосы и отдельные велосипедные трассы. По массе причин самое опасное – велополосы на проезжей части», – отметил Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

Современный город – это пространство, отвечающее запросам жителей об удобстве, безопасности, физическом и ментальном комфорте и доступности сервисов, которые отличаются от запросов горожан 20-летней давности. Каким должен быть город третьего десятилетия 21 века, рассуждали участники сессии «Муниципалитет как инфраструктура доверия».

Роль вузов в развитии городской среды обозначил губернатор Новгородской области Андрей Никитин. «Если раньше Новгородский университет был совершенно отдельным федеральным учреждением, никак не был включен в повестку развития города, то сейчас университет является разработчиком проектов: где-то – инициатором дискуссий, где-то – точкой согласования различных городских интересов. Последние пару лет почти все проекты, которые в городе связаны с качеством среды, инфраструктуры, реализуются при участии университета», – рассказал губернатор.

Также Андрей Никитин отметил участие жителей города в важных инфраструктурных вопросах: «Новгородская область увеличила в два раза субсидии муниципалитетам на дороги, но с тем условием, что вот эта вторая часть будет расходоваться так, как люди решают на своих собраниях. Деньги идут не на самые стратегически важные дороги, но это те дороги, которые ведут к школе, детскому саду, каким-то объектам, за которые голосуют сами люди».

Тему вовлечения горожан в принятие управленческих решений на городском уровне отметил и замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Максим Егоров. По его словам, за последние три года 40 млн граждан России участвовали в работе по выработке решений по улучшению городских пространств. «Комфортная городская среда – это подъезд, хороший лифт, хорошая дорога к дому, в школу, к остановке, сама остановка, комфортный автобус. Мы должны учитывать мнение граждан, поэтому помогаем субъектам Российской Федерации вовлекать граждан в принятие решений по городскому устройству», – сказал Максим Егоров.