АСИ и партнеры подготовили руководство по созданию быстровозводимой велоинфраструктуры

Фото: Михаил Терещенко | ТАСС

АСИ вместе с проектом Let’s Bike It! и транспортным бюро OTSLab разработали руководство по созданию быстровозводимой городской велоинфраструктуры. Оно позволит без капитальных затрат организовать систему для передвижения на велосипедах, электросамокатах, роликах, моноколесах и гироскутерах в любом населенном пункте страны.

По словам руководителя центра городских компетенций АСИ Татьяны Журавлевой, сейчас только в одном российском городе есть в достаточной степени развитая велоинфраструктура – в татарстанском Альметьевске. «По некоторым оценкам, если хотя бы 10% автомобилистов пересядут на велосипеды, годовая экономия российских «миллионников» может исчисляться миллиардами рублей. Велопарковки могут приносит в разы больше дохода, чем парковки для автомобилей. Кроме того, велосипед является самым быстрым видом транспорта при поездках на расстояние до пяти километров, опережая по данному показателю как автомобили, так и общественный транспорт. А благодаря относительно низкой цене на покупку и содержание велосипед доступен горожанам, не имеющим возможности приобрести автомобиль», - заявила Журавлева.

Руководство приводит шаги по планированию сети веломаршрутов в городах, включая определение направлений, особенности трассирования маршрутов и детальную последовательность действий муниципалитета. Отдельное внимание уделяется планированию участков веломаршрутов на примере российской типологии улично-дорожной сети и с учетом морфологии городов и инфраструктуры для стоянки и хранения велосипедов.

«Особенностью документа является проработка и описание порядка реализации мероприятий по устройству быстровозводимой велоинфраструктуры со стороны муниципалитета, включая постановку задач и организацию межведомственного взаимодействия в системе российского местного самоуправления. Это позволит перейти к реализации всех решений уже через два месяца после старта», - сказал программный директор центра городских компетенций АСИ Александр Красавцев.

По его словам, быстровозводимая велоинфраструктура позволяет при минимальных затратах бюджета создать условия для тестирования обустройства веломаршрутов и гибкого подхода к меняющемуся городскому пространству.

«Ежедневные поездки на велосипеде могут снижать риск развития рака и сердечно-сосудистых заболеваний на 45%. Это выливается в большие косвенные выгоды и для страны: когда люди реже болеют, они делают больший вклад в экономику и создание добавленной стоимости. Кроме того, требуются меньшие затраты на здравоохранение», - отмечается в руководстве АСИ и партнеров. По данным Европейской федерации велосипедистов, в Европе более 250 млн человек перемещаются на велосипедах, из которых больше 60 млн используют их ежедневно.

«Экономический эффект, который дает велодвижение в Европе, составляет более €230 млрд. Районы с развитой велосипедной и пешеходной инфраструктурой становятся более привлекательными для проживания, что ведет к повышению стоимости недвижимости. Также велосипедисты – самые выгодные клиенты для розничной торговли, сферы услуг и предприятий общественного питания: на улицах с защищенными велополосами продажи в магазинах вырастают до 50%, а количество пустующих коммерческих помещений заметно сокращается», - отметил основатель проекта по развитию велокультуры Let's bike it! Владимир Кумов.

«Очевидным преимуществом развития велотранспорта станет уменьшение пробок в городах, ведь для велосипеда требуется в шесть-восемь раз меньше места на дороге, чем для автомобиля. Если часть автомобильных полос отдать под активную мобильность, то сократить пробки можно в разы. Если 50 тыс. автомобилистов каждую двадцатую поездку будут совершать на велосипеде, то количество выбросов углекислого газа в городе уменьшится на 12 тыс. т в год, что эквивалентно посадке 500 га леса», - подчеркнул ведущий транспортный инженер бюро OTSLab Дмитрий Баранов.

Тестирование руководства началось в сентябре, первыми пилотными территориями стали Южно-Сахалинск и Мурманск. На отдельных участках улично-дорожной сети этих городов появится быстровозводимая велоинфраструктура.

«Развитие велоинфраструктуры положительным образом влияет на формирование устойчивого развития города. По своей природе, велосипедный транспорт является основой трансформации городов. Это то, что улучшает города и формирует требование горожан к качественной городской среде, что влечет за собой ее улучшение и формирование современного облика. Кроме того, комплексная велосипедная инфраструктура повышает мобильность и активность населения и стимулирует появление новых сервисов», - сообщил участник группы разработчиков документа, директор центра развития городской среды города Южно-Сахалинск Василий Вишневский.

По мнению разработчиков руководства, пользоваться велотранспортом в России можно даже зимой. «Средняя температура января в финском городе Оулу составляет минус 11 градусов, в Петербурге – минус пять, в Москве – минус шесть с половиной, в Красноярске – минус 15,5. Тем не менее, зимой пользуются всего в два раза меньше, чем летом. Оулу находится на четвертом месте в Европе по доле людей, для которых велосипед – основной ежедневный транспорт», - говорится в документе.