АСИ и ВШЭ изучили влияние пандемии коронавируса на развитие городов

АСИ вместе с экспертами Высшей школы экономики изучили влияние пандемии коронавируса на городское развитие в разных странах мира. Исследование было проведено в преддверии форума «Сильные идеи для нового времени», который АСИ и Фонд Росконгресс проведут в Сочи 11-12 ноября этого года. Разбор практик проводился для одного из треков форума – «Новое городское развитие».

«Муниципалитеты разных стран оказались на переднем крае борьбы с пандемией коронавируса, затронувшей практически все сферы жизни мегаполисов. При этом администрации многих городов смогли грамотно воспользоваться ситуацией, начав преобразования, призванные не только минимизировать негативные последствия пандемии, но и заложить основу для дальнейшего устойчивого развития городов и повышения уровня безопасности и комфорта их жителей. В этом контексте важно определение приоритетных направлений дальнейшего развития городов для создания «стратегии жизнестойкости городов». Теме городского развития посвящен отдельный трек в рамках Форума АСИ и Фонда Росконгресс «Сильные идеи для нового времени». На нашу платформу для сбора идей idea.asi.ru поступило почти 15 000 предложений, в том числе 1984 идеи в области городского развития», – отметила руководитель Центра городских компетенций АСИ, куратор трека «Новое городское развитие» форума Татьяна Журавлева.

«Данная публикация представляет собой обзор ключевых мер по преодолению пандемии COVID-19 в городах мира, изменившей привычный образ жизни, стиль работы и общения. В целом города мира оперативно и достаточно результативно отреагировали на урбанистический кризис, предложив эффективные и разнообразные меры по защите населения, прекращения пандемии и создания условий для обеспечения городской устойчивости и восстановления», – отмечает Директор Института региональных исследований и городского планирования Факультета городского и регионального развития ВШЭ Ирина Ильина. 

Пандемия COVID-19 затронула более 1430 городов мира, более 95% от общего числа случаев заболевания зафиксированы в городских районах. Во многих странах и городах была инициирована разработка специальных антикризисных программ, направленных на борьбу с COVID-19. Важную роль в реализации национальных планов по реагированию на угрозы COVID-19 и по обеспечению устойчивого развития играет сеть ВОЗ «Здоровые города» – платформа для обмена опытом и знаниями, и координации поддержки в городах.

В исследовании рассматриваются лучшие мировые практики борьбы с распространением коронавирусной инфекции, подробно рассказывается о том, какие меры предприняли власти Лондона, Торонто, Нью-Йорка, Тель-Авива, Парижа, Вены, Токио, Мадрида и Бильбао.

В число наиболее распространенных и значимых мер по защите населения и медицинских работников входят:

  • полная защита медицинских работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), включая маски, перчатки и защитные халаты;

  • систематическое и точное тестирование;

  • масштабируемая трассировка контактов;

  • эффективный карантин для инфицированных и их близких;

  • использование масок в общественных местах.

До сих пор ведутся споры об эффективности широкого использования масок, например, вне медицинских учреждений. Можно отметить, что в странах, где маски чаще носят в общественных местах, темпы роста вируса составляют 1% по сравнению с 17% в странах, где этого не происходит.

Инновационная политика по обеспечению защиты населения после COVID-19 в городских условиях 

Жилищная политика

Льготы по выплате арендной платы

Йокогама (Япония), Вила-Нова - де-Фамаликао (Португалия)

Снижение арендной платы за государственное жилье

Аддис-Абеба (Эфиопия), Лиссабон (Португалия)

Временный мораторий на выселение из жилья в период кризиса

Нью-Йорк и Сан-Франциско (Соединенные Штаты Америки)

Отсрочка арендных платежей

Чикаго и Сан-Франциско (Соединенные Штаты Америки), Париж (Франция), Лиссабон и Синтра (Португалия)

Предоставление временного убежища жертвам бытового насилия

Намюр (Бельгия), Париж (Франция)

Предоставление временного убежища бездомным и уязвимым группам населения

Нью-Йорк и Лос-Анджелес (Соединенные Штаты Америки), Торонто (Канада), Бильбао (Испания), Париж (Франция), Лондон (Великобритания), Братислава (Словакия)

   
Меры, принятые в целях расширения доступа к основным социальным услугам

Водоснабжение в неблагополучных районах

Мехико (Мексика), Буэнос-Айрес (Аргентина), Лима (Перу), Фритаун (Ямайка), Найроби и Накуру (Кения), Дакар (Сенегал), Коста-Рика

Восстановление водоснабжения

Чикаго (Соединенные Штаты Америки)

Отмена платежей за воду

Алора (Испания), Лима (Перу)

Частичное освобождение от платы за водоснабжение, канализацию и удаление городских отходов

Окленд (Соединенные Штаты Америки), Порту и Брага (Португалия), Мачакос (Кения)

Организация сбора твердых бытовых отходов

Кингстон (Ямайка), Лима (Перу)

   
Продовольственные меры

Электронная торговля сельскохозяйственной продукцией

Нанкин (Китай)

Организация общественного коллективного питания

Ухань (Китай)

Доступ к продовольствию в трущобах и в бедных районах, бесплатная раздача еды

Найроби (Кения), Нью-Йорк (Соединенные Штаты Америки), Сарагоса (Испания), Торонто (Канада)

Системы продовольственной помощи, ориентированные на пожилых людей и связывающие фермеров с потребителями

Милан (Италия), Любляна (Словения), Дакар (Сенегал)

Услуги мобильного оптового рынка

Лима (Перу)

Модели распределения общественного питания

Оттава (Канада)

Общественные доступные рестораны

Бразилиа (Бразилия)


Правительственные меры по борьбе с эпидемией COVID-19

По состоянию на март 2020 года в Китае 83% подтвержденных случаев COVID-19 было сосредоточено в Провинция Хубэй. По решению органов Центральной власти провинции Хубэй было выделено 35 млрд юаней, которые использовались по усмотрению провинциального правительства в рамках реализации национальной политики по борьбе с COVID-19.

По состоянию на март 2020 года в Южной Корее 71% подтвержденных случаев заболевания были сосредоточены в городе Тэгу. Правительством Южной Кореи был принят дополнительный бюджет, направленный на поддержку городов Тэгу и Северный Кенсан.

Провинциальное правительство Джакарты (Индонезия) создало специальный «COVID-19 веб-сайт» на индонезийском и английском языках, который предоставляет жителям ключевые статистические данные о вспышке болезни в регионе, своевременные обновления, на этом же сайте – горячая линия COVID-19 и онлайн-контроль от Департамента здравоохранения Джакарты.

Сингапур создал онлайн-чат-бот (под названием «COVID-19 Chat for Biz») для решения деловых вопросов, связанных с COVID-19, а также «COVID-19 Gobusiness Portal», который поддерживает бизнес в получении информации о мерах поддержки.

В Уганде ведущая компания в области электронной коммерции создала специальный сайт как экспериментальную базу для поддержания цепочек поставок для микро-, малых и средних предприятий, и подключения неформальных поставщиков к онлайн потреблению.

Министерством культуры Мехико запущен специализированный и инновационный сайт «Культурная столица в вашем доме». Веб-сайт позволяет жителям участвовать в запланированных культурных мероприятиях виртуально, тем самым поддерживая художников и деятелей культуры.

Город Хельсинки предложил быструю финансовую поддержку для молодежи с целью расширения участия в жизни общества посредством создания различных инновационных средств во время пандемии. Максимальная выплата в размере 5 000 евро на одного заявителя предоставляется для поощрения инновационных и цифровых способов вовлечения жителей города в спортивную, культурную жизнь города и другие общественные мероприятия.

Устойчивая модель мобильности

Города с высокой плотностью населения более уязвимы для распространения вируса, хотя именно такая плотность делает города более эффективными с точки зрения предоставления услуг и оптимизации городского развития. Решение проблемы «социальной дистанции» в разных городах мира неоднозначно. С одной стороны, в большинстве стран рекомендуется использовать частные транспортные средства. А с другой стороны, такие города, как Милан, Лондон, Париж, Богота или Барселона, продвигают устойчивую мобильность, основанную на использовании активных видов транспорта (велосипед, прогулка) и развитии общественного транспорта. Это свидетельствует о важности институциональных посылов и возможности тактических мер городского планирования по обеспечению более устойчивой мобильности.

Здоровье в городе

В период пандемии в связи с принятыми мерами по ограничению передвижения по городу, переводу на удаленный формат работы или потерей работы, вынужденным длительным пребыванием дома обострялись некоторые факторы риска здоровью населения. Среди них:

  • повышение опасности для психического здоровья: рост уровня стресса, депрессии, одиночества;

  • насилие и травмы, связанные с социально опасным поведением, особенно в замкнутых жилых пространствах;

  • нарастание социально-экономического неравенства, в том числе из-за потери доходов;

  • обострение поведенческих рисков, среди которых снижение физической активности, нездоровое питание, употребление алкоголя и наркотиков, курение.

Приведенные сферы жизни в условиях пандемии стали областями нарастающих рисков для здоровья людей. Их учет в формировании планов и стратегий по преодолению последствий COVID-19 способствует улучшению ментального и физического здоровья горожан, а также укреплению социально-экономического положения.