АСИ и Минпромторг РФ провели совместное обсуждение новой системы оценки работы российских торгпредств

На площадке Агентства стратегических инициатив состоялось публичное обсуждение сформированной Минпромторгом России новой системы оценки деятельности торговых представительств России за рубежом. Экспертная встреча прошла в рамках инициативы АСИ GoGlobal по продвижению российских проектов и инициатив на международных рынках.

«Сегодня нам важно понять, как объективно оценить практическую отдачу и эффективность торговых представительств в современных реалиях, учитывая и продвижение экспорта товаров, и работу по импортозамещению», - сказал заместитель Министра промышленности и торговли РФ Алексей Груздев, предваряя обсуждение.

«Одна из наших задач – найти оптимальный баланс двух сущностей Торгпредства: экономического дипломата и внешнеторгового «проектника», ориентированного на поддержку экспорта российской продукции» - добавил замдиректора Департамента регулирования внешней торговли и поддержки экспорта Минпромторга России Владислав Бармичев.

Специально для публичного экспертного обсуждения Минпромторг представил модельную методику оценки деятельности торгпредств. Всего в рамках проекта было предложено учитывать шесть показателей эффективности работы торгового представительства: 

  • объем поддержанных внешнеэкономических сделок; 
  • организация бизнес-миссий; 
  • организация иных мероприятий; 
  • информационно-коммуникационная деятельность; 
  • реализация СПД (страновой план действий – документ приоритетной деятельности торгпредства в стране); 
  • проектная деятельность. 

Большинство из этих показателей эксперты нашли важными. Однако некоторые нюансы сочли несущественными или даже неисполнимыми. Например, тех, что касаются объема поддержанных внешнеэкономических сделок. В частности, стоимостной объем заключенных торговых сделок зачастую считается коммерческой тайной и поэтому не может служить оценкой деятельности торгпредства. Эффективнее будет считать количество самих сделок, отметили специалисты. Такая же неоднозначная ситуация и с потоком привлекаемых инвестиций.

«Торгпредства не имеют инструментов фиксации привлеченных инвестиций. Они могут только проводить мероприятия по их привлечению», - объяснил бизнес-посол «Деловой России» в Израиле Владимир Кузнецов. По его словам, главная задача любого торгпредства – консультирование потенциальных отечественных экспортёров и разбор сложных ситуаций, когда одна из сторон торговой сделки нарушает условия договора.

Также эксперты отметили важность коммуникационной деятельности при оценке работы торгпредства. «Имиджевая составляющая безусловно влияет на критерий их работы. Поэтому любое торгпредство должно иметь свой сайт и присутствовать в социальных сетях», - отметил вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко.

Все участники встречи сошлись во мнении, что какой бы ни была окончательная шкала оценки работы торгпредств, она должна учитывать особенности деятельности в разных регионах: показатели эффективности для торгпредства в Лондоне не могут быть такими же как показатели для торгпредства в Дели.