Идеи национальной программы для самозанятых граждан и марафона сбережений представили на обсуждение экспертов

На онлайн-площадке ТАСС стартовал цикл публичных обсуждений идей для форума «Сильные идеи для нового времени». В каждом выпуске авторы представят свои проекты, услышат экспертное мнение и ответят на вопросы гостей площадок. Цель презентаций – продемонстрировать не конкретные идеи, а весь их спектр, представленный в каждом из направлений. Первыми обсудили идеи направления «Новые компетенции».

Идеи, поступившие на крауд-платформу по треку «Новые компетенции», охватывают практически все актуальные запросы на обучение: образование в период стремительного развития технологий, карьерные возможности в условиях новой экономики, а также роль вузов и учебных платформ в сегодняшних социально-экономических процессах.

«Человека нужно готовить к сложному миру, в котором ему необходимо иметь больше навыков, чем прежде, - сказал один из экспертов на площадке научный руководитель института образования ВШЭ Исак Фрумин, - Это навыки, которые позволят действовать в высокотехнологической среде. Раньше можно было обучить некое элитарное количество, а сейчас нужно обучить каждого».

«К нам приходят технологический прогресс, растущая кооперация между странами, потребительский спрос, робототехника и огромное количество других технологий. Ожидается, что в ближайшие 15 лет почти половина существующих рабочих мест может оказаться технически ненужными. Для России это означает, что десять миллионов человек уже находятся в зоне риска», - добавил эксперт сколковского центра трансформации образования и основатель инициативы «Глобальное будущее образования» Павел Лукша. Все это, по его словам, задает серьезный вызов существующей системе образования и подготовки кадров. «Нам нужны будут люди, способные работать с новыми технологиями», - отметил Лукша.

«Сквозным элементом для нас является человек и те компетенции, которые позволят ему реализоваться в экономики будущего. Мы хотим собрать идеи о том, как должна выглядеть школа будущего, на каком учебном оборудовании хотят и должны учиться наши дети, какими новыми навыками должен обладать педагог, что нужно знать и уметь человеку, чтобы запустить свое дело, и какими навыками предпринимательства должен обладать и школьник», - подчеркнула куратор трека, замдиректора направления «Молодые профессионалы» Юлия Ханьжина.

Идея директора центра развития цифровых технологий Челябинской области Дмитрия Козленкова называется «Региональная модель воспитания технологического лидера». Она призвана решить проблему оттока молодых кадров из региона. «В основном сейчас талантливые ребята, те, кто собирается развивать национальную технологическую инициативу, уезжают в Москву и даже не рассматривают свое будущее в регионе», - сказал Козленков. В первую очередь, речь идет о будущих IT-специалистах. Для них предполагается создать платформу-сопровождение. На ней школьники могли бы познакомиться со всем спектром возможностей региона, получить рекомендации от практикующих программистов, попасть на стажировку в компанию и, таким образом, включиться в отрасль на ранних сроках.

Проект программного директора Рыбаков-фонда Дмитрия Гарина - «Школа – центр социума». В ее рамках предлагается создать активное сообщество учеников, выпускников, педагогов и родителей. По мнению автора, современная школа не может оставаться закрытой иерархической организацией. Она должна стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным центром, где ребенок может применить полученные знания немедленно, а не ждать получения аттестата.

Идею Дмитрия Гарина поддержал один из экспертов на площадке гендиректор WorldSkills Russia Роберт Уразов. «Это интересный подход. Человек вовлекается в решение своей судьбы в раннем возрасте. В нынешней школе ребенок огражден от внешнего мира и бесправен. А эта модель делает его соучастником, сопереживателем того, что происходит во внешнем мире», - сказал он.

Идею всероссийского марафона сбережений для достижения финансовых целей предложила руководитель офиса гендиректора SAP CIS Наталья Аксакова. «Проблема в том, что больше 60% россиян не имеют сбережений, не хотят пользоваться финансовыми услугами и даже не знают, какие есть инструменты для сбережений. Поэтому мы решили организовать марафон, каждый участник которого смог бы узнать о них и найти свою собственную стратегию финансового благополучия, в том числе в условиях ограниченных ресурсов», - рассказала Аксакова.

Проект «Национальная программа практической подготовки самозанятых граждан Насебя.рф.» первого проректора международного института дизайна и сервиса Максима Усынина нацелен на то, чтобы превратить безработных из государственного бремени в ответственных за рост экономики. «Наша платформа гарантирует обучение новым профессиям на мировом уровне. Люди смогут приобрести реальные навыки, а не просто получить корочку. Делать ремонт квартиры, мебель на заказ, печь пирожные. По нашему мнению, самозанятые могут стать новым средним классом», - сказал Усынин.

«Мы сегодня говорим не просто про образование, а, скорее, про новые ментальные вызовы, про изменение мировоззрения», - сказал модератор встречи Андрей Журанков, резюмируя обсуждение. Он также привел промежуточные данные по всему треку «Новые компетенции». Так, согласно подсчетам, больше всего идей в треке предложено для направления «Школа. Дизайн будущего» - 198, за ним следует «Реализация «третьей миссии» вузов» - 183, на третьем месте – «Наставничество в социальном и профессиональном пространстве» со 107 идеями. Лидерами по регионам стали Москва, Нижегородская область, Свердловская область, республика Мордовия, Краснодарский край и Санкт-Петербург.

Всего на трек «Новые компетенции» было предложено 915 идей. Однако эта цифра не окончательная. Сбор продолжится до 24 августа.

Видео