На конкурс сильных идей представили проекты альтернативных видов транспорта

В российских городах предлагают развивать альтернативные виды транспорта, которые позволят в десятки раз снизить стоимость их эксплуатации, нагрузку на экологию и при этом увеличат мобильность граждан. Речь идет о строительстве «воздушного» метро – муниципальные канатные дороги соединят труднодоступные районы города с центром. Другое решение позволит поднять экологический рейтинг Крыма за счет замены парка автомобилей с бензиновыми двигателями на электрокары. Идеи предоставили на крауд-платформу во время подготовки к форуму АСИ и Фонда Росконгресс «Сильные идеи для нового времени».

Авторы презентовали проект создания первого российского производителя электротранспорта и строительства инфраструктуры для увеличения доли использования электромобилей. Она будет включать в себя муниципальный парк электрокаров и электросамокатов, центров их аренды, сети зарядных станций различного цикла, сервисные центры и станции хранения электромобилей. Также предлагается разработать госпрограмму субсидирования покупателей электромобилей и систему привлечения инвесторов, которые будут участвовать в строительстве электрозарядных станций на условиях ГЧП.

По прогнозам международных консалтинговых компаний PwC и Goldman Sachs, в ближайшие пять лет ожидается пятикратный рост покупок электрокаров и числа «заправок» для них. В России доля электромобилей в общих продажах легкового автотранспорта пока составляет лишь 0,14% - в год в стране продается не более 2,3 тыс. машин. Из них более 90% - это подержанные автомобили, особенно популярные в Приморском и Хабаровском краях (почти 30% покупателей), Иркутской области (больше 10%) и Краснодарском крае (9%). Новые электромобили чаще всего приобретают в Москве (свыше 30%), Приморском крае (более 15%) и Подмосковье (8%). Чтобы увеличить спрос на электромобили, авторы идеи предлагают до 2024 года построить в России сеть из 12 тыс. электрозаправок.

«Проект является перспективным с учетом мирового тренда на экологизацию производств и транспортной инфраструктуры. В России первый шаг в развитии рынка электрокаров должно сделать государство и городские администрации по примеру того, как начала развивать сегмент электротранспорта Москва. Бизнес начнет инвестировать в развитие зарядных станций только когда на дорогах появится достаточное число электрокаров, а автовладельцы начнут их покупать при условии, что будет доступна вся инфраструктура», - отметил член общественного совета Минэнерго, директор фонда энергетического развития Сергей Пикин.

По словам зампредседателя подкомитета по энергетике комитета по международному сотрудничеству РСПП Александра Махрова, в случае использования инструментов ГЧП российские муниципалитеты могут выделять земельные участки под зарядную инфраструктуру и пункты шеринга электромобилей, а также регулировать тарифы на электроэнергию, а сетевые компании – отвечать за технологическое присоединение к сетям объектов инфраструктуры. Владельцы экотранспорта смогут претендовать на преференции: освобождение или снижение транспортного и регистрационного налогов, оплаты парковки, льготные парковочные места, проезд по полосам общественного транспорта.

Другой участник конкурса АСИ предлагает Крым в качестве пилотного региона для массового перехода на электрокары. Экорейтинг полуострова, по оценкам «Национального экологического корпуса», довольно низкий: Крым занимает 66 строчку из 85 позиций. Во время пилота планируется охватить основные туристические направления, а к 2021 году - расширить электроавтопарк до 1,5 тыс. машин и покрыть сетью электрозаправок весь полуостров. Инициатива позволит уменьшить трафик бензиновых автомобилей, улучшить экорейтинг Крыма и развивать в нем экотуризм.

«На юге России хороший ресурс для развития системы электротранспорта: здесь формируется значительный туристический трафик и, конечно, экологичные виды транспорта здесь должны быть в приоритете. Уже в ближайшие годы вдоль федеральных трасс на юге появится сеть электрозаправочных станций. Сетевые компании готовы удовлетворить растущий спрос», – считает гендиректор «Россети Юг» Борис Эбзеев.

Альтернативой личному и общественному бензиновому автотранспорту может стать также «воздушное» метро. Автор идеи Алексей Порошин предложил включать в единые городские транспортные контуры муниципальные канатные дороги. Их строительство обходится в десять раз дешевле, чем проекты подземных линий метрополитена, и в три-четыре раза бюджетнее монтажа трамвайных линий. 

Кроме того, «воздушное» метро не требует больших затрат на энергообеспечение и экономит городские площади: линии могут проходить вдоль магистралей, парков и через труднодоступные участки местности - реки, группы железнодорожных линий, перепады высот - где невозможно проложить маршруты традиционных видов транспорта. Проект позволит снизить эконагрузку, так как канатные дороги имеют минимальные показатели выбросов углекислого газа в атмосферу, и создаст в городах новые центры притяжения для туристов.

Каждый желающий может предложить свою идею до 24 августа на крауд-платформе по тематическим направлениям: современная экономическая политика, новая социальная политика, новая технологическая политика, новые компетенции, новая городская политика, новые идеи для бизнеса, новая молодежная повестка. Все идеи пройдут народное голосование. Кураторы тематических направлений, партнеры форума, российские и международные эксперты будут в онлайне вместе с авторами корректировать и дополнять идеи, чтобы оформить их в полноценные проекты, которые можно внедрять в реальную практику в российских регионах.

Авторы топ-100 идей и проектов представят их руководству страны, федеральным и международным экспертам на форуме в Сочи. Идеи, признанные лучшими на форуме, обозначат вектор развития различных сфер жизни в субъектах и в стране. Победители получат поддержку АСИ и партнеров, их проекты разместят в библиотеке умных решений «Смартека» для тиражирования в регионах.