«Калужское экономическое чудо» из первых рук. Регионы лично поделились опытом привлечения инвестиций на Школе стандарта в Москве

5 и 6 декабря очередной семинар «Школа регионального инвестиционного стандарта» Агентства стратегических инициатив (третья волна) прошел в форсайт-комнате «Точка Кипения». 

Семинар проводился сразу для 4 федеральных округов: Центрального, Северо-Западного, Южного и Северо-Кавказского. 

Около 70 представителей органов власти и экспертных групп по внедрению регионального инвестиционного Стандарта из более чем 30 субъектов федерации съехались для того, чтобы подвести итоги года, обменяться проблемами, идеями и советами по внедрению Стандарта и инвестиционному развитию регионов. 


В рамках новой концепции личного обмена опытом Школа началась с серии экспресс-докладов представителей субъектов участвующих федеральных округов — десятиминутных обзоров о текущей ситуации внедрения Стандарта в конкретных регионах, проблемах, сложностях, решениях и промежуточных итогах работы в 2013 году. 

Заместитель министра экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области Александр Гречихо и начальник управления инвестиционной и промышленной политики Костромской области Ирина Пахтушкина рассказали о процессе с точки зрения органов власти, а руководители экспертных групп Светлана Ковалева (Орловская область) и Владислав Семенов (Чувашская республика) - с точки зрения делового сообщества. 

Видение проблем с «разных» сторон оказалось не таким уж разным. Проблемы межведомственного взаимодействия, оценки компетенций сотрудников органов власти, нормативных актов, регулирующих отдельные пункты Стандарта, а также борьбы с формализмом внедрения одинаково волнуют как власть, так и членов экспертных групп. 


По вопросу формальности внедрения высказался, приветствуя участников, и директор по развитию приоритетных программ АСИ Александр Пироженко

«Мы продолжаем придерживаться позиции: если уж так получается, что приходится выбирать между сроками и качеством внедрения, то мы выбираем качество». 

Участники Московской Школы получили уникальную возможность послушать и задать волнующие их вопросы эксперту Всемирного банка. Ведущий специалист по привлечению инвестиций Роберт Уайт начал выступление с вопроса: какие страны в первую очередь приходят в голову, когда речь идет об успешном привлечении инвестиций? 


Из зала послышались ответы: Сингапур, Ирландия, Германия, Таиланд. На заготовленном слайде оказались именно эти страны. «Давайте попробуем проанализировать, почему», - предложил Роберт

В числе причин оказались сильный бренд страны, благоприятный инвестиционный климат, доверие к правительству и везде, что важно, активный маркетинг территории, то есть коммуникация своих преимуществ через специализированное агентство. 


Роберт поделился результатами исследования, которое показало основные факторы неуспешной работы с инвесторами: часта ясмена руководства, изобилие целевых секторов привлечения инвестиций, медленное реагирование и т.д. Одним из важных факторов успеха была названа синхронизация векторов развития регионов и системное видение на уровне страны. 

Зная об успешной работе агентств инвестиционного развития во многих регионах России, Роберт подытожил: 

«Можно порекомендовать России как можно скорее синхронизировать усилия регионов в едином национальном агентстве по привлечению инвестиций». Концепция личного обмена опытом была заложена и в новом блоке «Лучшие практики из первых рук», где выступили представители регионов, преуспевших во внедрении определенных пунктов Стандарта. 

С точки зрения образовательного эффекта такого формата, ставка делается не на «копирование» практик, но на возможность для участников услышать о позитивном опыте другого региона, лично задать интересующие вопросы и составить представление о том, как адаптировать этот опыт у себя. 

Так, о плане инфраструктурных объектов Воронежской области рассказал заместитель руководителя департамента экономического развития Воронежской области Вадим Дмитриев, а о системе индустриальных парков Калужской области - генеральный директор Корпорации развития Калужской области Николай Милькис.


Московская Школа вообще отличилась широкой представленностью опыта Калужской области. Во второй день опытом привлечения прямых инвестиций в регион поделился заместитель министра экономического развития региона Дмитрий Абрамов, а закончился семинар дискуссией-диалогом о дальнейшем мониторинге внедрения Стандарта с участием президента Калужской Торгово-промышленной палаты Татьяны Розановой и председателя совета директоров BSH Group и заместителя руководителя экспертной группы региона Дениса Шаулина


«Для нас возможность проанализировать и поделиться нашим опытом, наверное, не менее важна, чем для других регионов — возможность о нем услышать. Спасибо, что пригласили», - сказал Николай Милькис

Участников Школы ждали дискуссии о взаимодействии сторон внедрения Стандарта и о сложности оценки результатов, деловая игра «Поиск инвестора», моделировавшая процесс выстраивания коммуникации с зарубежными инвесторами, доклад по созданию инвестиционной стратегии региона и тестирование знаний основных процедур внедрения Стандарта. 


 «Главным, что лично я вынес для себя в этот раз — это несколько важных принципов написания стратегии региона: в том числе ее лаконичность, четкость, удобство чтения для инвестора, - поделился впечатлениями Генеральный директор центра венчурных инвестиций ООО "МилИнвест", член экспертной группы Ярославской области Михаил Борисовский. - стратегия у нас сейчас в процессе принятия, так что я планирую сформулировать эти вещи для коллег на ближайшей экспертной группе. 


В целом динамика развития Школ Стандарта похожа на динамику развития самой работы над Стандартом. Поначалу, когда это было в новинку, мы не кидались действовать, а прислушивались и пытались сориентироваться - и на заседаниях групп, и на семинарах. Но каждая следующая группа и каждая следующая Школа все больше стимулируют активно действовать… Школа аккумулирует лучшие практики, подводит промежуточные итоги работы, дает нам всем возможность быть ближе к процессу улучшения инвестклимата, глубже его понимать, возможность услышать, что делают другие, и убедиться в том, что мы движемся в правильном направлении».