Андрей Никитин: Тема ответственности мэров за инвестклимат, за очень конкретные решения, поддерживающие малый и растущий средний бизнес, весьма актуальна

Сегодня в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная всероссийскому форуму «Территория бизнеса – территория жизни», который пройдет в Москве 27 ноября. 

Организатор форума – «ОПОРА России», соорганизатор - Агентство стратегических инициатив (АСИ). 

В пресс-конференции приняли участие Президент «ОПОРЫ России» Александр Бречалов, генеральный директор АСИ Андрей Никитин и вице-президент «ОПОРЫ России» по финансовым рынкам Михаил Мамута

Цель форума – обсуждение проблем и принятие решений о новых направлениях развития малого и среднего предпринимательства. Смена парадигмы отношения к малому предпринимательству для дальнейшего справедливого и эффективного его развития не только в экономически развитых, но и депрессивных регионах является, несомненно, стратегической целью организаторов мероприятия. 

Задача форума - принятие поправок в законодательство, направленных на стимулирование развития предпринимательства. 

Участники пресс-конференции

Александр Бречалов рассказал о том, как была организована работа над одноименной программой «Территория бизнеса – территория жизни» в 2013 году: 

«Инициатива возникла у «ОПОРЫ России» создать свою программу развития предпринимательства в ходе наших многодневных дебатов с Правительством на тему страховых взносов. Это февраль, март, апрель 2013 года. Мы постоянно вынуждены находиться в режиме, что называется, «бить по хвостам», или оппонировать на те предложения, которые Правительство предлагает, и понимаем, что это не очень эффективно. Поэтому решили предложить что-то свое. Не могу сказать, что тот, продукт, который сейчас на сайте, и мы его представим на форуме, это – конечная версия. Еще очень много предстоит работы. 

Александр Бречалов

Отмечу, что программа разработана достаточно качественно. В первую очередь, потому, что количество участников – экспертов, предпринимателей, глав субъектов и представителей муниципалитетов – оно беспрецедентно большое. У нас более 300 экспертов с территорий принимало участие в разработке программы… 

Мы начали этот год проведением форума «Территория бизнеса – территория жизни» (с Ведомостями в Суздале), там мы первые наработки прокачали. Далее у нас в Питере на международном экономическом форуме была своя площадка, где мы с участием Агентства стратегических инициатив, с рядом губернаторов и экспертов провели круглый стол. И, как мы и анансировали в Санкт-Петербурге, 27 ноября мы проводим заключительное в этом году мероприятие, на котором мы подведем итоги и представим Правительству наши предложения по разным направлениям. Мы направили приглашение Дмитрию Анатольевичу Медведеву. В настоящий момент он подтвердил участие в форуме, как и все те, кто заявлен в программе». 

Александр Бречалов также рассказал о структуре предстоящего Форума и о ключевых темах, которые будут обсуждаться на круглых столах: 

Андрей Никитин и Александр Бречалов

«Один день, две части. В первой части будут 5 дискуссионных площадок. На первой площадке будет обсуждаться тема муниципалитетов. Как вы знаете, это наша основная тема, мы 3 года уже ее ведем, 25 регионов мы за последнее время «перевернули» на тему предпринимательства в муниципалитетах и наработали определенные решения. Вторая тема – фискальная политика, фискальная модель. Повестка в этой сфере тоже известна: от самозанятых, от микробизнеса до среднего бизнеса. Наши предложения мы уже опубликовали. Далее, это будет площадка «и снова про деньги». У нас несколько отличные от того, что сейчас обсуждают в кабмине предложения, я считаю, что они достаточно актуальные. Отдельная тема будет – безопасность бизнеса. С учетом последних событий, она как нельзя кстати. Подтвердился модератор – Никита Белых. И пятая площадка – Сибирь и Дальний Восток. У нас также есть мощный пул своих предложений. Эту площадку, как мы предполагаем, модерировать будет Владимир Миклушевский… 

Во второй части мы с Андреем Никитиным будем модерировать пленарную часть и дискуссионную площадку по муниципалитетам. В пленарной части мы предполагаем, что модераторы тезисно, в виде конкретных предложений сформулируют то, что обсуждалось на 5 площадках, и, возможно, будет короткая дискуссия. Нам главное, чтобы мы после пленарной части вышли с набором поручений, поэтому она будет короткая, без демагогий, с конкретными предложениями».

Андрей Никитин 

Генеральный директор АСИ Андрей Никитин отметил роль муниципалитетов в создании благоприятного инвестиционного климата в России: 

«Уже второй год подряд проходит внедрение регионального инвестиционного Стандарта. Он показал, что те регионы, которые успешно занимаются улучшением инвестклимата, они в какой-то момент все начинают говорить о том, «а что бы нам сделать с муниципалитетами, у нас появляются провалы на муниципальном уровне. Например, какой-то мэр, когда мы инвестора приводим, он приходит на конкретную территорию, а там возникают вопросы». Как нам выстроить это взаимодействие? Например, ряд регионов уже какие-то эксперименты проводит, кто-то стандарты муниципальные разрабатывает, кто-то еще что-то делает. 

И нам стало понятно, что тема ответственности мэров за инвестклимат, за очень конкретные решения, поддерживающие малый бизнес и растущий средний бизнес, эта тема весьма актуальна. И, в том числе, Президент об этом говорил недавно на съезде муниципалитетов
Именно это нас простимулировало оглянуться по сторонам и подумать, а что же есть хорошего, где есть лучшие практики, где есть примеры того, как муниципалитеты могут по-честному и по-настоящему работать с малым бизнесом. 

И когда мы оглянулись по сторонам, увидели, что «ОПОРА России» уже это сделала. И нам остается только максимально поддержать ту инициативу, которую команда Александра Бречалова сейчас реализует. Мы активно в этом участвуем, мы хотим понять, насколько можно в мягкой форме эту тему масштабировать. Конечно, мы не будем делать муниципальный стандарт, потому что муниципалитетов слишком много, и они слишком разные для того, чтобы давать им какие-то форматы, которые вряд ли будут эффективно реализованы. Если мы им скажем, что нужно агентство развития, то в каждом райцентре оно появится, и будет успешно потреблять бюджетные деньги, создавать штаты и т.д. Поэтому мы хотим в рамках этой программы понять, где находятся точки контроля, точки ответственности, точки эффективности, которыми мы можем стимулировать какое-то социалистическое соревнование в муниципалитетах, кто больше у себя откроет малых предприятий, откроет рабочих мест».

Михаил Мамута

Михаил Мамута, отвечая на вопросы журналистов, рассказал о специфике сектора микрофинансирования и о тех механизмах регулирования рисков, которые необходимо предусмотреть в российском законодательстве:

«В отношении регулирования этих рисков и их минимизации предусмотрен целый ряд системных шагов, которые уже начали реализовываться. Первый шаг – как вы знаете, с 1 сентября у нас единый надзор, Центральный банк объединяют с ФСФР. Соответственно, Центральный банк контролирует все сектора финансового рынка. За счет этого мы исключаем или существенно снижаем так называемый кроссекторальный риск, когда внутри одной финансовой группы существуют бесконтрольные перетоки средств…

Второй момент – социальный риск, который мы видим в сегменте займов по зарплатам. Во-первых, нужно закрыть в существующем законодательстве дыру. Эта дыра связана с правом нерегулируемых компаний выдавать займы и привлекать займы. И мы в последнее время видим, к сожалению, много ситуаций, в которых на практике эта дыра реализуется. 

Поэтому первая важная часть – это закрытие такого нерегулируемого сегмента рынка, а вторая важная часть – это введение более строгих правил по регулированию в самом секторе микрофинансирования через, так называемые, обязательные стандарты, по которые должны существовать и действовать в отношении всех микрофинансовых организаций. 

Такие обязательные стандарты, которые будет согласовывать Центральный банк, в первую очередь, будут направлены на снижение социального и экономического риска, в том числе, связанного со штрафами, с раскрытием информации и вообще с взаимодействием с потребителем.

Третий момент касается противодействия отмыванию доходов, нажитых преступным путем, сюда же мы относим операции, связанные с обналичиванием средств... Здесь противодействие уже определено. Сейчас в закон о микрофинансировании вносятся поправки, которые дадут Центральному банку право оперативно исключать микрофинансовые организации из реестра в случае нарушения требований 115 закона. Если такое право Центральному банку будет дано, то это позволит ему реагировать на происходящее очень быстро.

Все эти действия в совокупности направлены на то, чтобы убрать то, что мы считаем в сегменте микрофинансирования очевидно лишним, убрать все социальные риски и дать возможность развиваться той составляющей, которая действительно востребована, как малым бизнесом, так и населением. 
По нашим оценкам, у этого рынка потенциал роста где-то 5-6 кратный, и реализация обозначенных мер в конце этого и в I полугодии следующего года приведет существенно к другой ситуации, к другому режиму регулирования этого рынка».