Стратегическая модель и инвестиционные сценарии развития Дальнего Востока

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин принял участие в заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, которое провел сегодня в Комсомольске-на-Амуре Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев

На заседании обсуждались ключевые цели и задачи, которые стоят перед новой Правительственной комиссией, а также принципы формирования стратегической модели развития региона. 

Дмитрий Медведев озвучил 3 возможных сценария развития Дальнего Востока: 
  1. «Первый заключается в том, чтобы сориентироваться на местную продукцию, замещая этой продукцией импорт. Он привлекателен, но совершенно очевидно, что этот сценарий развития ограничивается отсутствием концентрированного, ёмкого рынка. Скажем откровенно, население Дальневосточного округа совсем небольшое – 6 млн 300 тыс. человек, а размер этого рынка – менее 5% от общероссийского. И в этом основная сложность его развития, внутреннего драйвера почти не просматривается».

  2. «Второй вариант – это поставки продукции на общероссийский рынок, то, что иногда называют поставками на материк. Это тоже хороший и правильный путь, но здесь главное ограничение состоит в издержках. Мы их, конечно, должны менять, уменьшать, стараться управлять ими, но мы с вами понимаем, радикальным образом их изменить в ближайшее время не удастся, просто потому, что эти издержки именно таковы, масштабы страны таковы». 

  3. «Третий вариант – развитие экспортного потенциала, экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, создание новых производств, ориентированных на этот рынок. В рамках общей экономической модели развития региона он предложил сконцентрироваться на реализации крупных инвестиционных проектов, планов по освоению природных ресурсов, развитие промышленности и предпринимательства, а также набор институтов и мер поддержки». 

В качестве приоритетных направлений развития Дмитрий Медведев обозначил: 
«Конечно, это создание и конвейерное производство конкурентоспособной продукции, которая пользуется спросом не только в России, но прежде всего за рубежом и, соответственно, создание специальных зон для этого производства». 
«Второе. Нам нужно поддержать устойчивое социальное развитие, чтобы сдвинуть с мёртвой точки ситуацию с квалифицированными кадрами, и, конечно, проводить эффективную миграционную политику». 
«Третье – это, собственно, сам инвестиционный климат и комфортная предпринимательская среда». 
«Четвёртое, на что нужно, конечно, обратить внимание, – это экономическая и инфраструктурная оторванность от остальной территории России, снижение транспортных затрат, во всяком случае в тех параметрах, на которые мы можем пойти». 
«Крайне важной темой является привлечение иностранного капитала в инфраструктурные проекты. Нужно плотнее работать с международными структурами, структурами, которые развиваются в рамках АТЭС, других Азиатско-Тихоокеанских форумов. Даже крупные мероприятия, которые проходят здесь, форум АТЭС, конечно, укрепляют имидж нашей страны». 
«Надо заниматься не только промышленными объектами, не только торговлей, но и развитием интеллектуального потенциала Дальнего Востока. Тоже очень сложная тема с учётом ограниченности кадрового ресурса, но определённые подходы уже наметились». 

Александр ГалушкаМинистр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка подчеркнул, что новая модель экономического развития ДФО должна быть рациональной и реалистичной. 

При этом, по его словам, необходимо сделать упор на опережающее развитие региона.

В своем выступлении он выделил 3 ключевые позиции, которые позволят системно решить поставленную задачу. Это - рынок, условия и управление.

Рынок для рационального и опережающего развития 

«Рынок Дальнего Востока очень маленький, это менее 5% ВВП России, менее 90 млрд. долларов. На таком маленьком рынке опережающего развития обеспечить невозможно. Рынок европейской части России велик, это один из крупнейших рынков мира, но он далёк, и экономически рациональным не является размещение производств на Дальнем Востоке с целью производства продукции под рынок европейской части России…И при этом важна не только эта цифра, которая на самом деле громадна, это более двух третей мирового ВВП. Также с точки зрения первоочередных направлений действий важна цифра импорта». 

Условия ведения бизнеса 

«Сегодня Российская Федерация, проводя свою экономическую политику, безусловно, прилагает целый ряд важных усилий, для того чтобы стать конкурентоспособной. Это и проект Национальной предпринимательской инициативы, и проект внедрения регионального стандарта деятельности органов исполнительной власти по созданию благоприятного инвестиционного климата. Они все фактически ориентированы не просто на создание благоприятного инвестиционного климата, но и на создание конкурентоспособного в глобальном измерении инвестиционного климата. 

Поэтому, естественно, для нас, для Минвостокразвития, важно оказывать поддержку практической реализации «дорожных карт» НПИ и внедрению регионального стандарта. Они задают общие условия, которые приближают Россию к двадцатке лучших стран мира по условиям инвестирования». 

«Не менее важно, и особенно об этом говорит опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона, создание специальных условий в специальных территориях опережающего развития. Они по-разному называются от страны к стране, но речь идёт об особых экономических зонах, индустриальных парках, технопарках, агропарках». 

Управление 

«Естественно, такая модель экономического развития потребует и создания адекватных институтов развития». «Если мы говорим об экспортной ориентации и фокусировке на привлечение прямых инвестиций, то целесообразно выделение этого функционала в специальной структуре, которая будет заниматься специальным образом привлечением инвестиций и поддержкой экспорта». 

Александр ИвлевПозицию Александра Галушки поддержал член совета директоров компании «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.» Александр Ивлев

Он рассказал об основных выводах, которые были сделаны на основе доклада, посвященного влиянию прямых иностранных инвестиций на социально-экономическое развитие Дальнего Востока. 

Этот документ в настоящее время разрабатывает консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ). 

Проблемы и ограничения

«Представители крупных иностранных холдингов указывают, что, хотя в других странах их компании развивают бизнес в самых разных направлениях от добывающей промышленности до сфер услуг, на Дальнем Востоке они открывают только базовое производство». 

«Потенциальные инвесторы в обрабатывающей промышленности сталкиваются с различными ограничениями: низкая плотность населения, удалённость от европейской части России приводят к тому, что объём внутреннего рынка Дальнего Востока очень мал, а транспортные издержки исключительно высоки. Деятельность обрабатывающих компаний будет оправдана только в том случае, если она будет направлена на экспорт продукции». 

Рекомендации

«Как было отмечено в отчёте иностранных компаний, они видят перспективу для регионов в развитии экспортно ориентированного производства. Эта верная для региона модель предполагает создание инфраструктуры по поддержке экспорта, включая прямую поддержку предприятий с экспортным потенциалом, также создание особых экономических зон, зон с беспошлинным режимом ввоза товара для переработки или экспорта». 

«Логистика – важная составляющая развития региона. Она необходима, инфраструктура для экспорта и обеспечения транзита грузов в регионе АТР». 

«Общаясь с иностранными инвесторами, много раз мы слышали о том, что существуют агентства регионального развития. На сегодняшний день в Европе работает более 130 подобных агентств, для того чтобы взаимодействовать с инвесторами, рассказывать об инвестиционной привлекательности, сопровождать инвестиционные проекты, и, естественно, с нашей точки зрения, имеет смысл рассмотреть создание подобного агентства для работы на Дальнем Востоке».