Опрос АСИ показал снижение или остановку экспорта 80% российских компаний из-за пандемии

АСИ в рамках инициативы Go Global опросило компании-экспортеры о вызванных из-за пандемии коронавируса трудностях, в опросе участвовали свыше 200 компаний из более чем 60 регионов России.

Опрос показал, что экспортная деятельность почти 50% компаний снизилась из-за пандемии. Еще больше 30% фирм полностью прекратили экспорт. При этом больше 15% компаний не ощутили изменений в работе из-за коронавируса, а 4% фирм даже расширили свои возможности.

Главные проблемы, с которыми столкнулись компании во время пандемии:

·       Усложнение логистики, в том числе увеличение сроков, стоимости доставки и задержки в работе таможенных служб

·       Временно введенные запреты и ограничения, например, запрет на вывоз агропромышленных товаров и запрет въездного туризма

·       Отсутствие прямых контактов с потенциальными партнерами, клиентами и заказчикам, ограничения участия в международных мероприятиях

·       Падение спроса со стороны заказчиков

·       Изменения валютного курса

При этом больше 45% компаний отметили, что смогут работать в текущих условиях столько, сколько потребуется. Еще почти 30% заявили, что продержатся не больше двух месяцев, а 25% - не больше месяца.

По словам представителей более 50% компаний, они знают о мерах поддержки экспортеров, но при этом часть из фирм не планирует за ними обращаться. Более 70% компаний отметили, что поддержка от институтов развития не оказала существенного влияния на состояние бизнеса, оставшиеся 30% увидели положительный результат.

Наиболее востребованная поддержка компаниям:

·       помощь в поиске партнеров за рубежом - больше 25%

·       компенсация финансовых затрат, связанных с продвижением продукции – еще 25%

·       маркетинговая поддержка – свыше 15%

·       информационная и консультационная поддержка – еще более 15%

·       административная и GR поддержка - 10%

·       иная поддержка - 5%

Основные причины, по которым компании не планируют обращаться за поддержкой к институтам развития:

·       Поддержка оценена как недостаточная или бесполезная

·       Забюрократизированность и сложность получения поддержки на этапе подачи заявки, большое количество условий и критериев, которым должна соответствовать компания

·       Сложная и избыточная система отчетности, которая усложняет процесс получения поддержки

Компании, которые обращались к институтам развития, также назвали главные сложности на этапе подачи заявки:

·       Сложность и забюрократизированность заявочных процедур, условий и критериев

·       Отсутствие информации о процедуре подачи заявки, а также обратной связи с разъяснениями

·       Непонятно содержание мер поддержки

Кроме того, компании рассказали о сложностях на этапе рассмотрения заявки:

·       Длительный срок рассмотрения заявки, из-за этого поддержка теряет свою актуальность

·       Отсутствие обратной связи при отказе

Из-за пандемии свыше 15% компаний перевели свою работу в онлайн, еще больше 50% готовы трудиться в таком формате. Среди сложностей, которые вызывает переход в онлайн, фирмы назвали:

·       Невозможность перевода всех услуг в онлайн – например, туристические, беспилотные работы, производство, а также потребность предварительного тестирования формата

·       Необходимость привлечения специально обученных сотрудников, разработки дополнительных маркетинговых материалов для работы онлайн

Трудности в установлении первоначальных контактов