О поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере

4 октября Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Минэкономразвития провели заседание рабочей группы по разработке дорожной карты «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». 

Руководитель рабочей группы Лев Якобсон представил участникам заседания первый драфт документа для получения дополнительных замечаний и предложений. Руководители подгрупп по отраслям доложили о результатах работы в сферах: образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание. 

Как пояснила заместитель директора направления «Социальные проекты» АСИ Анна Нестерова, в целях увеличения числа негосударственных организаций в социальной сфере предлагается реализовывать несколько подходов. 

«С одной стороны, определение перечня услуг, которые органы исполнительной власти могут заказывать на конкурсной основе, а не путем сметного финансирования подведомственных предприятий. 

Проблемой является отсутствие стандартов оказания услуг в некоторых направлениях социальной сферы, особенно это характерно для сферы социального обслуживания населения. 

Таким образом, одним из направлений, предлагаемых нами мер является, с одной стороны, движение по стандартизации услуг, с другой - определение пилотного перечня услуг и пилотных регионов, где такие услуги могут быть профинансированы государством на конкурсной основе. 

Следующим направлением являются механизмы государственного управления имуществом в виде подведомственных предприятий и учреждений социальной сферы. 

Здесь государство, как собственник, может принять решения о необходимости передачи отдельных видов услуг на аутсорсинг, привлечении волонтеров и НКО, а также передачи в управление учреждений соцсферы или их имущественных комплексов в целях повышения эффективности такого управления и эффективности расходования бюджетных средств. 

Отдельное направление – развитие механизмов государственного-частного партнерства в социальной сфере: законодательное закрепление особенностей ГЧП в соцсфере, а также описание всех имеющихся примеров применения схем ГЧП в социалке с целью дальнейшего тиражирования лучших практик в регионах. 

Предлагается также рассмотреть методы имущественной и налоговой поддержки. Например, НКО, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере, необходимо приравнять к малому предпринимательству с точки зрения мер государственной поддержки. 

Конечно, самым сложным и существенным направлением является снижение административных барьеров для новых видов оказания услуг и в случае оказания социальных услуг негосударственными организациями. 

Основная цель – уравнивание в правах негосударственных и государственных участников рынка в законодательном регулировании – чтобы принципы регулирования рынка не зависели от организационно-правовой формы его участников. 

Здесь предстоит большая работа преимущественно в отраслевых подзаконных актах в сферах: здравоохранение, образование, соцобслуживание и культура».