Зарегулированность банков усложняет доступ малого бизнеса к кредитам

Кредитные учреждения «зарегулированы» внутренними регламентами и требованиями Центробанка, что снижает их мотивацию при работе с малым и особенно микробизнесом. К таким выводам пришли участники открытой дискуссии Клуба лидеров и Агентства стратегических инициатив (АСИ), которая состоялась в Москве 24 января.

«Чтобы получить 2,5 миллиона рублей, нам пришлось собрать свыше 50 документов для банка, - отметила член Клуба лидеров Алла Цытович, основатель сети коливингов LOG INN. - Это 3 недели работы – моей и бухгалтера. Более того, мою заявку вели два кредитных аналитика, менеджер - и все ради 2,5 миллионов. Это полное безумие с точки зрения «костов». Кредит выдали, а уже через квартал ко мне опять пришел банк - теперь уже с мониторингом. И опять сбор всех документов». Это не прихоть конкретного банка, а требования регулятора, добавляет Алла Цытович, но из-за таких сложных процедур выдача небольших кредитов малому и микробизнесу становится банкам невыгодной.

По словам предпринимателей, в России слабо развито кредитование компаний с сервисной бизнес-моделью, а банки зачастую неадекватно оценивают залоговое обеспечение.

«Вот представьте ситуацию: у клиента стоит 5 фрезерных станков, купленных на собственные средства, - делится опытом член Клуба лидеров Василий Архипов, генеральный директор и совладелец ООО «КБ Архипов». - Он может фрезеровать изделия для ВПК, но по сути это не его изделия, он оказывает услугу. Поэтому он не может дать кредитору гарантию, сколько изделий пройдет через него, и оказывается в тупике». Сервисная модель в стране не развита, убежден Василий Архипов, из-за чего при взаимодействии с банками сервисные компании пытаются «мимикрировать» под продуктовые.

Представители банковского сектора основные барьеры связывают с низкой финансовой грамотностью предпринимателей и неполной прозрачностью заемщиков при взаимодействии с кредитным учреждением.

«Возьмем, к примеру, врача - он для этого учится около 10 лет, а предпринимателям, получается, и знать ничего не надо? - отметил Вячеслав Арутюнян, председатель Правления банка «Восточный». - Очень важно повышать финансовую грамотность среди предпринимателей». С ним согласен и председатель правления ПАО «Уралсиб» Константин Бобров, отмечая, что банк как любой хозяйствующий субъект заинтересован в хорошем клиенте.

В том, что проблему необходимо решать комплексно, уверена член генсовета «Деловой России» Ирина Писаревская. «В России банки делают акцент на залогах, а у нас задача развития бизнеса, - отметила Ирина Писаревская. - Например, основная доходная часть банковского бизнеса в Швеции - обслуживание клиента, а не проценты по кредиту». Нужно думать не о залоге, а о том, что завтра будет делать этот предприниматель, учить его, в том числе, и тому, как «доупаковывать» свой проект так, чтобы тот получил финансирование, уверена эксперт.

«Я согласен с тезисами относительно финансовой грамотности, дополнительного резервирования, требований, предъявляемых постановлением № 590, - подвел итоги дискуссии генеральный директор Клуба лидеров Сергей Глухов. - В связи с этим особую актуальность приобретают инновационные технологии мониторинга и финтеха, позволяющие снизить стоимость скоринга в банке. Возникает вопрос, почему при глобальной цифровизации всех процессов оценка заемщика до сих пор так дорого стоит». Изменить ситуацию, по мнению представителей Клуба лидеров, может внедрение эффективных мировых практик и поиск альтернативных источников финансирования.

Предприниматели не раз обозначали трудности с получением кредитных ресурсов, как одну из системных проблем, негативно влияющих на состояние инвестиционного климата в России. В декабре 2019 года на ежегодной конференции АСИ и ТАСС «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату» эта тема вошла в число незавершенных вопросов из старой повестки.

Справка

Прошедшая 24 января в деловом пространстве Клуба лидеров встреча стала первой из запланированного на 2020 год цикла открытых дискуссий, организованных Клубом лидеров совместно с Агентством стратегических инициатив и посвященных улучшению делового климата в России. Агентство с 2011 года проводит системную работу по совершенствованию инвестиционного климата в стране – в частности, в рамках реализации Национальной предпринимательской инициативы (благодаря которой, в том числе, Россия по итогам 2019 года заняла 28-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business). Ежегодно проводится рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов.