Форсайт-флот: Трудоустройство по конкурсу учебных работ

Вместо возвращения к советской модели распределения АСИ предлагает другой подход. 

Участники «Форсайт-Флота-2013» сошлись на том, что существующее высшее образование становится все больше оторвано от потребностей общества и, главное, все меньше связано с рынком трудоустройства: вуз ставит перед студентом одни задачи, работодатель ожидает исполнения других. 

При этом попытка решить новую проблему с помощью старых рецептов – вроде распределения выпускников бюджетных мест вузов по советской модели – может только усугубить ситуацию и привести к росту коррупции. 

Одним из событий прошедшего в августе «Форсайт-Флота», организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ), стала новость, пришедшая на корабль с берегов родины: председатель комитета Госдумы Андрей Исаев, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике, объявил о намерении разработать и принять осенью законопроект, возвращающий советскую модель распределениядля студентов-бюджетников, которых в России порядка полумиллиона в год. 

В случае, если студенты не согласятся на предложенный вариант распределения, государство получит обратно всю стоимость обучения по коммерческим ценам, - именно это, согласно просочившейся в прессу информации, - и создаёт ситуацию «предложения, от которого нельзя отказаться». 


Действительно, до тех пор пока образование является лифтом, позволяющим подняться в элиту общества, традиционным университетам ничего не грозит, ведь МООС по определению не могут считаться элитарными. 

"Всякий может прослушать курсы, входящие в MBA, в интернете, но более четкий сигнал о соответствии кандидата вакансии рынок получит от соискателя, который закончил саму программу MBA. Наконец, сложно себе представить, что в ближайшее время можно будет дистанционно выучиться, например, на хирурга, а потому подобные профессии будут все больше обосабливаться". 

Бессилие в конце туннеля 

Инициатива Андрея Исаева отражает реалии советской эпохи с 7-летним циклом планирования в системе образования, в ходе которого предприятия сначала делали заказ на выпускников, а потом получали их по распределению. 

Для тех, кто не застал советской жизни (которая, среди прочего, сформировала Андрея Исаева как убеждённого анархиста), стоит вспомнить, что в её основе стояла система взаимных услуг, т.е. «блата», которая компенсировала директивный административный стиль, декларируемый советской системой, превращая его в мир комфорта для людей с большим социальным капиталом и возможностями – и в лабиринт кошмаров для тех, кому было нечего предложить взамен. 

Не веря до конца в реальность намерений депутата, участники дискуссий были практически единодушны в том, что если система распределения и нужна, то она должна быть принципиально другой, а её формирование должно проходить без появления новых коррупционных рынков (когда ректор вуза или декан решают судьбу выпускника), а с появлением рынка труда и системы конкурсов учебных (дипломных и курсовых) работ. 


Участники дискуссии по просьбе Исака Фрумина, научного руководителя Института образования НИУ «Высшая школа экономики», старательно избегали слова «распределение», предпочитая ему разговоры о трудоустройстве. В самом деле распределение создает демотивированную рабочую силу и рынок коррупционных услуг, в то время как конкурсное трудоустройство решает проблему послевузовской безработицы и способствует интеграции системы образования и реального сектора. 

В России в данный момент около 7 миллионов студентов – это самое большое сообщество совершеннолетних в стране. И в самом деле, если Министерство образования и науки выдержит курс на публикацию работ студентов в открытом доступе, к диплому у каждого из них будет целое портфолио их мини-исследований, позволяющих судить об их личной пригодности к решению тех или иных задач. 

"Почти никто не знает после университета, чего они по-настоящему хотят. Попытайтесь понять себя, задавайте больше вопросов, будьте готовы выполнять различные задания. Кроме того, не идите в аспирантуру только ради престижной степени или потому что не знаете, что делать. Лучше займитесь самообразованием и посещением специальных курсов". 

Готовьтесь к тому, что вам не понравится ваша первая работа 

Проекты АСИ «Путь в профессию» и «Студрезерв» предлагают альтернативный подход к решению проблемы в виде модели конкурсного выполнения заданий и прохождения практики («Студрезерв») или стажировки и трудоустройства («Путь в профессию»). 

Разница между проектами состоит в том, что в первом случае целевой аудиторией проекта являются студенты 2-4 курсов вузов, а во втором – студенты последнего года обучения бакалавриата и специалитета, либо студенты и выпускники магистрских программ, либо аспиранты вузов. И в том и в другом случае речь идёт как о бюджетных, так и коммерческих местах в вузах. 

В дальнейшем предполагается открытый характер конкурса без ограничений, чтобы сделать возможной конкуренцию студентов вузов и «самоучек», что позволит говорить о реализации инклюзивной молодёжной политики в федерации, нацеленной на снятие барьеров для трудоустройства. В будущем возможно распространение практики проведения конкурсов по всей Российской Федерации с возможностью расширения его в дальнейшем для участия всех студентов стран СНГ и бывшего СССР. 

Пилотный этап проекта 

В ходе пилотного этапа предполагается объединить проектные команды и отказаться от жёстких ограничений на участие студентов из самых разных вузов. Проведение пилотного этапа этих конкурсов осенью 2013 и весной 2014 гг. позволит провести апробацию и отработать в мельчайших деталях предлагаемые подходы. 

Внедрение их на практике в национальном масштабе позволит создать прозрачную и эффективную систему трудоустройства без жёстких административных ограничений – начиная с бюджетных мест вузов, но не ограничиваясь ими. Студенты с лучшими реализованными проектами (оценивать исполнение которых будет компания-заказчик, а не только преподаватель) получат возможность выбора места работы. 

Проекты позволяют интегрировать учебный процесс с реальными компетенциями и квалификациями, необходимыми будущим работодателям, что в свою очередь позволит компенсировать существующий отрыв образовательной системы от рынка труда и, одновременно, создаст новую систему мотивации для студентов, которые смогут посоревноваться за лучшие рабочие места в своем секторе вместо того, чтобы искать примитивные способы закрыть учебную отчетность и избежать обязательно распределения в непривлекательные компании под угрозой возврата стоимости образования по коммерческим ценам (как это предусмотрено законопроектом Андрея Исаева в случае отказа от распределения). 

Проект АСИ «Студрезерв» представляет собой открытую конкурсную систему рефератов и решение практических задач, а «Путь в профессию» - конкурсы курсовых и дипломных работ, темы для которых предлагают не кафедры вузов, а частные и государственные компании, научно-исследовательские институты и некоммерческие организации. 

Список тем, имеющих практическую ценность для компании, и итоговые студенческие работы по ним открыто публикуются в сети, что не только способствует выявлению наиболее мотивированных и заинтересованных в конкретных профессиях студентов и выпускников вузов, погруженных в ходе исследования в реалии конкретного рынка или компании и готовых сразу включиться в работу, но и позволяет радикально ускорить процесс модернизации в госкомпаниях, федеральных и региональных органов власти, НКО и научного сектора, вынося на поверхность их наиболее актуальные проблемы и предлагая к публичному обсуждению свежий, «молодой» взгляд на способы их решения. 

Темы, поставленные компаниями в сентябре 2013 года, будут по согласованию с вузами включаться в учебный план и студенты смогут выполнять их как плановые учебные задания, получая, таким образом, двойную мотивацию. 

Двухлетняя практика работы «Студрезерва» говорит о том, что только около 1% студентов добровольно соглашается взять более сложную практическую задачу вместо упрощённой темы студенческого реферата или курсовой, которые к тому же часто скачиваются студентом, однако до сих пор это утверждение подкреплялось тем, что к выполнению более сложного исследования студента ничего не мотивировало. 

Теперь же ситуация меняется в корне. Задачи будут сформированы так, чтобы их исполнение занимало от 3 месяцев (решение практических задачи: курсовая или реферат) до 9-12 месяцев (курсовая или диплом) и полученные результаты не теряли актуальность в течение учебного года. По итогам конкурсного отбора авторы лучших исследований получают денежные призы, возможность пройти практику, стажировку или попасть на работу в компании, являющиеся лидерами своих отраслей. 

Пилотный этап проекта рассчитан, таким образом, на студентов 3-5 курсов и магистров, однако, будучи априори публичным и открытым, не ограничивает возможность участия для желающих принять участие в конкурсах на общих основаниях. Важно понимать, что уже в ходе пилотного этапа проекта «Путь в профессию» состоится конкурс дипломных и курсовых работ на свободные темы по нескольким специальностям (IT, журналистика, связи с общественностью и медиа-менеджмент, экономика, геофизика, инженерные специальности). 

Модель новой системы практики и трудоустройства молодых специалистов

  1. Происходит сбор заявок от компаний и организаций на актуальные для них темы

  2. С помощью менторов и преподавателей заявки адаптируются под темы курсовых и дипломных работ.
     
  3. Реестр тем публикуется на сайте Агентства стратегических инициатив с указанием заказчиков. 

  4. Конкурс проводится по 12 направлениям и включает 1000 тем от компаний и организаций разного типа (НКО, госкомпании и т.д.). Авторы работ, занявших первые места по каждому из направлений, в ходе первого этапа (проект «Студрезерв») получают поощрительные призы в компаниях и возможность пройти практику (очную либо заочную, в качестве подрядчиков или консультантов). 

  5. В ходе второго этапа конкурса (проект «Путь в профессию») авторы лучших курсовых и дипломных работ студенты, занявшие первые места по своим направлениям, получают денежный приз и возможность пройти стажировку или получить приглашение на работу по своей специальности.
     
  6. Дипломные и курсовые работы студентов, откликнувшихся на конкурс и опубликованных в сети на сайте конкурса, рассматриваются преподавателями, менторами направления и конечными заказчиками, представившими заявку. 

  7. По итогам конкурсов в период зимних и летних сессий объявляются победители, проводится награждение лидеров и распределение практики, стажировок и рабочих мест. 

Вузы и направления: 

В пилотном этапе проекта планируется участие кафедр и факультетов МГУ, СПбГУ, ВШЭ, МИСиС, ЦАГИ, НИУ ИТМО, НГУ, НГТУ, НГУЭиУ, ТУСУР. Специальности: инженер, экономист, журналист, программист, геофизик, управление финансами, менеджмент, маркетинг и другие. 

Приглашаем к участию в проектах: 

  1. Компании, испытывающие кадровый голод.

  2. Студентов, желающих актуализировать свои знания. 

  3. Преподавателей, уверенных в уровне знаний своих студентов.

  4. Родителей студентов, которые не до конца понимают где и кем будет работать их ребёнок.

  5. Руководство ВУЗов, которые готовы обнародовать уровень знаний своих студентов. 

Пишите на studsource@gmail.com

Глеб Тертычный, Иван Засурский