Форсайт-флот: Людей будущего спасут общение, города и туризм

Быстрое развитие высоких технологий подталкивает человечество к тому, что люди перестают заниматься самообразованием. Об этой угрозе заявили участники проекта «Форсайт-флот», одна из сессий которого была посвящена интеграции публичных пространств и городского искусства.

Как туризм и общение может спасти нас от угрозы превратиться в высокотехнологических тупиц, «МН» рассказал советник министра культуры РФ, доктор экономических наук, профессор Николай Новичков

Теплоход как способ уйти от реальности 

Теплоход как площадку для проведения сессии мы выбрали потому, что хотели максимально абстрагироваться от реальности. И у нас это получилось. Правда, программа была не идеально построена: теплоходы ни разу не объединялись в единое сессионное пространство. 

Попытка изменить будущее 

Форсайт - мозговой штурм на тему, какое будущее нас ожидает в ближайшие 20–30 лет. Важно, что в нем участвуют люди, создающие или подтверждающие решения для применения этих наработок в перспективе, причем некое консолидированное их мнение по итогам сессии должно быть направлено на реализацию тренда либо антитренда, то есть способствовать приближению или отдалению возможного будущего. 

Важно, что участники форсайта не просто думают и формулируют идеи, а готовы к активным действиям. Исходя из этого и формируется аудитория. Важный аспект форсайт-сессии — наличие заинтересованных дилетантов. В ней должны обязательно участвовать люди, которые профессионально этими темами не занимаются, но они культурно развиты и готовы принять участие в реализации идей. Думаю, что нам как раз не хватило должного числа таких заинтересованных дилетантов. Все-таки мы находились на теплоходе, а это - ограниченное пространство.

«Форсайт-флот» - совместный проект Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Российского управленческого сообщества (РУС). Во время путешествий на теплоходах участники предлагают и обсуждают идеи и проекты, необходимые обществу в будущем 

Интеграция публичных городских пространств и искусства 

Я выступил модератором сессии, посвященной интеграции публичных пространств и городского искусства. В ней участвовали в основном профессионалы — те, кто занимается брендингом, продвижением территорий, искусством, урбанистикой. 

По итогам сессии мы готовим презентацию для мэров городов и губернаторов субъектов Федерации — потенциальных заказчиков представленных проектов. На моей презентации присутствовали высокопоставленные чиновники из Якутска, Липецка, Воронежа, Свердловской и Новосибирской областей, и я понял, что им это интересно. 


Мир стремится к уединению 

Глобальные тенденции, связанные с технологическим укладом жизни, человеческими страстями, свидетельствуют: человек хочет жить удобно, спокойно и уединенно. Образ будущего жилья — отдельная квартира или дом с солнечными батареями, умными системами жизнеобеспечения, 3D-принтерами, которые печатают не только все необходимые предметы, но и продукты питания, одежду, обувь и автомобили. Все средства связи работают автономно и позволяют получать хозяину дома различную информацию в неограниченном количестве. 


Технологии усложняются - мы идем по пути упрощения операций. Сейчас для того, чтобы обменяться адресами почты, нужен один клик. Через какое-то время об этом достаточно будет просто подумать, потому что рецепторы головного мозга, к примеру, объединят с сетью и т.д. Аналогичная ситуация прогнозируется и в других сферах, в том числе и с 3D-принтерами: они, управляемые только мыслью, сами создадут все необходимое. Человек в итоге оказывается наедине сам с собой, вне общества. 

Почему существует угроза стать высокотехнологичным болваном 

Представьте, что у человека все есть. Чем это плохо? Из-за упрощения операций человеку не нужно будет самообучаться всю жизнь. Чтобы научиться пользоваться компьютером, десять лет назад надо было пройти специальные курсы. А сейчас учиться не требуется: все уже настроено так, что человек, совершенно не обремененный никакими знаниями, способен разобраться в любом гаджете. Причем в программу всегда заложена страховка от дурака, к примеру, чтобы он не отформатировал системный диск компьютера. И эта тенденция связана с человеческими страстями, ведь человек ленив: он хочет все упростить. В итоге через какое-то время человек перестанет разбираться, как работают гаджеты и системы, и мы получим продвинутого высокотехнологического самообеспеченного болвана. К этому мы все бежим быстрым темпом. 

Новые варвары 

Пока неизвестно откуда, но появятся новые варвары либо те, кто отказался от высокотехнологичного процесса и спрятался в различных анклавах или по каким-то причинам в каком-то месте, как было на закате Римской империи. На севере Европы будет демографический взрыв, там появятся люди, которые не интегрированы в какую-то систему. Ведь если будут сытые, довольные жизнью, но при этом ленивые и не очень интеллектуально развитые люди, то обязательно возникнут голодные, но амбициозные. 


И тогда наступит новое Средневековье - в ближайшем столетии вероятность его наступления высока. И если это будущее ощущаемо и прогнозируемо, то с этим надо либо бороться, либо смириться. Нам хочется побороться. 

Выходим в офлайн 

Мы долго размышляли и пришли к выводу, что есть два ресурса, которые ломают негативные тренды будущего. Это, собственно, сами офлайн-пространства (их не может быть много: космос огромен, но мест для жизни ничтожно мало и надо использовать существующие пространства) и офлайн-общение. Нельзя полюбить и нельзя оказаться любимым в онлайн-пространстве. Человек понимает, что там тебя просто «накалывают», а любовь — базовая потребность Homo sapien. Единственный способ поверить, что тебя любят, — это офлайн-общение. Ключик в том, чтобы использовать оба ресурса: и пространство, и общение. 

Спасение - городские пространства, общение и туризм 

Получается, что городские пространства наиболее приспособлены к офлайн-общению. С ними тесно связан туризм, потому что пока человек перемещается по городским пространствам, он вынужден общаться. Он пересекается с чьими-то интересами, вступает в конфликты, в том числе и позитивные. Поэтому нужно создать условия, чтобы человек вышел в городское пространство, путешествовал и общался. Ценность этих решений в том, что мы пришли к ним через изучение трендов, которые нас окружают. 

Как стимулировать человека 

Человек никуда не хочет ходить - ему комфортно в его жилище. Поэтому чтобы вывести его, надо играть на страстях. Первая и главная - это любовь, которую в онлайн-пространстве не получишь. Вторая страсть - конкуренция, стремление быть первым. К примеру, ты в онлайне нарисовал картину и получил миллион лайков. Но так же может сделать еще тысяча человек, и твой успех будет нивелирован. А если ты проведешь перформанс на площади перед Лувром, то твой успех сложно повторить. Поэтому режим соревнования тоже надо вывести в офлайн. 

Мы с участниками сессии говорили про новую религию и мифологизацию. Почему бы не сделать условно мифологизированную игру, по условиям которой уважающий себя культурный человек должен посетить в России, к примеру, не менее 20 мест? Если ты россиянин, изволь отметиться в этих 20 точках: как минимум надо будет там зачекиниться, а как максимум — уметь провести минутную экскурсию. Это тоже игра и соревнование, и за это можно побороться. 

Николай Новичков, автор бизнес-модели «Нарративный туризм» 

— Мы придумали такую модель, как нарративный туризм, и предлагаем человеку прожить в пространстве либо реальную, либо вымышленную историю. К примеру, поучаствовать в Параде Победы на Красной площади в качестве несущего знамя. С одной стороны, ее можно прожить и онлайн. Но ценность истории будет выше, если пройти по реальной брусчатке, вдохнуть дорожной пыли и зажать в руках древко. Или поучаствовать в сцене романа Достоевского в Санкт-Петербурге. Такая игра заставляет человека оказаться в том месте, где должен находиться герой игры. Наш проект будет интересен семьям с детьми, ведь это отличный способ оттащить ребенка от компьютера. Скорее всего он сам предложит родителям поучаствовать в игре. Проект будет интересен муниципалитетам как заказчикам, потому что повысит их конкурентные преимущества на туристическом рынке. 

Тимур Щукин, автор бизнес-проекта I stress 

— Суть проекта заключается в том, что человек носит браслет, который измеряет его физические параметры - температуру, давление, пульс и т.д. Через определенное количество статистических наблюдений формируется так называемый культурный профиль человека. Становится понятным, в какой культурной среде ему комфортнее находиться, какие вещи его интересуют. Например, сердцебиение учащается, когда человек смотрит на «Джоконду». Когда он видит другие картины, ритм остается без изменений. Или человек неосознанно возвращается в одно и то же место несколько раз. После анализа собранных данных становится понятно, что человек склонен, к примеру, к проживанию во времена позднего Средневековья или его интересует итальянское Возрождение. Или ему желательно посетить Калининград: он туда едет, путешествует, и ему хорошо — при этом браслет фиксирует уровень удовлетворенности через физические параметры. 

Михаил Старов, автор проекта по созданию стандарта туристического маркетинга 

— В рамках этого проекта городам и субъектам Федерации, чтобы оказаться в числе регионов, потенциально привлекательных для туристов, предлагается соответствовать некоему стандарту - перечню определенных требований. Необходимо, чтобы регионы разработали и осуществили имиджевые проекты, которые подчеркнут их индивидуальность и привлекательность. К примеру, в Перми и Екатеринбурге нужна навигация на асфальте - там разработаны пешеходные экскурсии. Туристы, следуя маршруту, проходят последовательно по всем достопримечательностям города и читают их историю на специальных стендах.