Глава АСИ Светлана Чупшева: Россия может делать невозможное

«Китай декларирует, что они с 4-го класса вводят предмет по искусственному интеллекту для детей. Они готовят их уже. А мы что делаем на уроках технологии?» - спрашивает генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.

И сама же отвечает – вышиваем и борщ варим. Неплохо, но недостаточно! Точно так же еще несколько лет назад было с движением WorldSkills. Инициатором вступления России в это движение стало агентство. А сейчас мы на таком уровне, что сами проводим чемпионат у нас, в Казани. Как это удалось, где еще есть успехи, и что в папочке для президента Владимира Путина, который уже много лет во главе Наблюдательного совета АСИ - об этом Светлана Чупшева в эксклюзивном интервью «АиФ».

Россия становится законодателем и проектировщиком компетенций будущего в подготовке кадров, и сегодня у нас учатся другие страны - Англия, Испания, Бразилия, Германия ориентируются на Россию.

«Мы – пример для Англии»

- Рабочие профессии были абсолютно непопулярны, молодёжь не хотела получать среднее образование и работать по этим специальностям – это было непрестижно, немодно, неинтересно. В 2012 году по инициативе Агентства стратегических инициатив Россия вступила в WorldSkills International, а уже в 2013 году наша команда приняла участие в первом для себя международном чемпионате в Лейпциге, мы заняли последнее место и не получили ни одной медали. И для нас это стало триггером, красным светофором, что нам срочно надо менять подходы к подготовке кадров, нужно что-то делать с популяризацией рабочих профессий. Тем более и крупный бизнес говорил – у нас дефицит по сварщикам, по инженерам ЧПУ… А сегодня, 6 лет спустя, президент международного движения WorldSkills говорит, что Россия сделала невозможное – обновили стандарты, систему подготовки кадров.

В этом году мы принимаем международный чемпионат в Казани, Россия становится законодателем и проектировщиком компетенций будущего в подготовке кадров, и сегодня у нас учатся другие страны - Англия, Испания, Бразилия, Германия ориентируются на Россию. Я приведу так же в пример программу Национальной технологической инициативы, которая была поддержана президентом, правительством России. Наша цель не догонять уходящий поезд там, где мы конкуренцию уступили, а проектировать и создавать новые ниши, новые рынки, где мы сможем завоевать лидерские позиции в области робототехники, нейронауки, биотехнологий, космоса. У нас уже порядка 30 проектов выросли в глобальные. Например, компания «Геоскан» по производству беспилотников и созданию сервисов на основе больших данных. Она сегодня является одним из лидеров мирового рынка, производителей беспилотной техники и ее эксплуатации. Ещё одна компания, связанная с рынком беспилотников, получила предложение от властей Нью-Йорка, департамента экономики по строительству завода по производству конвертопланов (летательных аппаратов с функцией вертикального взлета и грузоподъёмностью до 2 тонн – ред).

Мы не должны терять возможности современных навыков работы с компьютером, программированием. И уже начиная с 4-го класса! Ведь Китай декларирует, что они с 4-го класса вводят предмет по искусственному интеллекту.

- Почему же таких прорывов так мало?

- Потому что мы до сих пор собираем табуретку! Все пригодится в жизни. А дальше? А дальше – это уже знакомство со сквозными технологиями, мета-предметами, связь информатики, математики, физики и химии, когда ты действительно получаешь практические навыки, востребованные уже сейчас. Мы свои рекомендации по внедрению этой методики в школы предложили, президент поддержал. Теперь смотрим, что происходит: где-то урок технологии остается – варим борщ, вышиваем… Может, кто-то из родителей хочет, чтобы ребенок вышивал, это пригодится. Но мы точно не должны терять возможности современных навыков работы с компьютером, программированием. И уже начиная с 4-го класса! Ведь Китай декларирует, что они с 4-го класса вводят предмет по искусственному интеллекту, их готовят уже...

- …к совсем другой эре.

- А у нас в большинстве школ ребенок к 9-му классу только к компьютеру подпускается. Я не хочу жаловаться на коллег, мы выбираем другой путь – начинаем работать напрямую с регионами, со школами, учителями, с командами – через мотивацию, истории успеха. Может, даже будем создавать школы АСИ. С изменениями всегда тяжело, пусть даже на это есть решение президента.

- В каких сферах эти изменения есть?

- Там, где есть лидеры. Я очень рада, что по роду службы постоянно встречаюсь с этими людьми, и вижу, что они делают в социальной сфере. Наверное, это самые сформированные сообщества, если можно говорить – небезразличные к той теме, которой занимаются. У Нюты Федермессер (основатель фонда помощи хосписам «Вера» -ред) в соцсетях тысячи подписчиков. Значит, есть отдача. Гриша Сергеев (руководитель поискового отряда «Лиза Алерт» - ред.) для меня просто герой, который заражает своей энергией... Выступление Лизы Олескиной (руководитель фонда помощи старикам «Старость в радость» - ред.) на одном из наших наблюдательных советов стал началом системного подхода к оказанию паллиативной помощи. Много чего не сделано, но, по крайней мере, сегодня паллиатив не воспринимается как что-то страшное. И мне еще очень нравится слоган фонда «Вера» - «Жизнь на всю оставшуюся жизнь». Пусть тебе осталось прожить день, месяц, год, 10 лет в таком состоянии, но человек должен сохранять достоинство, он должен качественно жить, а не доживать. Очень показательна работа в селе Поречье-Рыбное Ярославской области, которое мы, кстати, включили в программу «100 городских лидеров». В ноябре прошлого года на месте так называемого сельского дома по инициативе фонда «Вера» открыли Дом милосердия кузнеца Лобова. Назвали так в честь обитателя, который был первый, кто доживал в этом учреждении свои последние дни. И Нюта мне уже после ремонта рассказывала: «Когда я сюда пришла, здесь была жуткая вонь, в страшных условиях находились старики. И теперь я к ним приехала – как будто к бабушке в деревню». Теперь это жилой дом с картинами, подушечками, диванчиками, со скатертями, где пахнет пирогами, где все улыбаются тебе, где старики, старушки обсуждают что-то, смотрят телевизор – они не лежат, кто может, идет на кухню. Я говорю: «Нюта, ты меняла кадры? Где ты их нашла?» Оказалось, вся команда осталась та же. Просто, говорит, моя задача была - показать им, как может быть по-другому, как можно любить, ухаживать. Показать им, что они нужны. Ведь люди тоже выгорают, особенно в социальной сфере. Мы часто ругаем врачей, учителей. А сами чем мы поддержали их? Когда хвалили последний раз? И в результате человек остается – он такой же, меняется его отношение к работе, меняется отношение окружающих – это волшебство, которое Нюта показала в действии. Ничего не поменялось, команда такая же – но поменялось все!

- У вас прекрасный проект «100 городских лидеров», вы даете возможность активным людям менять окружающую среду там, где они живут. К примеру, в Полярных Зорях Мурманской области группа инициаторов пытается запустить фестиваль «Город света». А в Чусовом Пермского края хочет, чтобы город воспринимали как туристический центр. Отличные идеи. Только я, как журналист, обзвонила несколько СМИ в этих регионах. Никто ничего об этих проектах не слышал! Как так? Для кого тогда? Это косность руководящих структур на местах?

- Очень интересные примеры. Сейчас у нас на сопровождении уже более 50 проектов, в общей сложности в них вовлечены 50 тысяч человек. Мы также запускаем краудсорсинговые проекты, чтобы увеличить вовлеченность людей в улучшение своих городов. И в Полярных Зорях, и в Чусовом сами жители заинтересованы в изменениях.

- То есть дело идет?

- Да. В соцсетях идет активное взаимодействие архитекторов, дизайнеров, наших экспертов, представителей некоммерческих организации, фондов. Но я согласна, что, конечно, о таких проектах нужно говорить больше, чтобы жители не только конкретных городов, но и жители всей страны понимали, что происходит.

- И хотели что-то изменить.

- Например, в Чусовом более 4% населения поддержало проект «В Чусовой не на час» на нашей краудсорсинговой платформе. В итоге было собрано более около 50 предложений по развитию туристической привлекательности города, из, по-моему, 23-25 субъектов. В конце августа глава города пригласил экспертов и авторов лучших идей в Чусовой, чтобы отобрать лучшие проекты и продумать, как их реализовывать. Они ознакомились с туристическими объектами и инфраструктурой Чусового, а также совершили сплав по реке Усьва по местам съемок фильма «Географ глобус пропил». И выявили три основных направления, которые должны сформировать туристический бренд города - лыжи, промышленный и активный туризм. Ключевой стала концепция «Лыжи круглый год». Ее основной смысл: когда бы ты ни приехал в Чусовой, всегда здесь можешь покататься на лыжах – зимой на беговых, летом на лыжероллерах. На самом деле ландшафт и красивые окрестности позволяют сделать Чусовой «столицей» лыжных бегунов не только России, но и всего мира. Но сейчас туристы воспринимают его как транзитный путь и не задерживаются.

Хотя, конечно, у городских проектов есть и противники.

- А противодействие на каком уровне?

- Мы изначально ставили задачу по проектам, чтобы уже до момента заявки команда смогла договориться либо с органами власти, либо с бизнесом, чтобы было уже плечо сильное, и больше шансов, что этот проект будет воплощён в жизнь и реализован. Но идеально, когда 3 стороны вовлечены в реализацию - власть, бизнес и жители. В Екатеринбурге показательная история, когда органы власти и бизнес решили построить храм и жилой комплекс…

…но не спросили жителей.

- Как-то провели эти общественные слушания так, что общество вообще не слышало о них. И получилось то, что получилось (проект после массовых акций горожан был отозван – Ред.). А наша работа в том числе и в том, что мы показываем, как правильно взаимодействовать и с жителями, и с органами власти, как снимать конфликт, как находить компромиссы для того, чтобы проект был нужен горожанам, а муниципалитет видел в этом точку роста.

Преодолеть кризис недоверия можно через такие проекты, где и органы власти, и люди могут садиться за один стол, обсуждать проблемы и их решения.

- Но вы рассказываете сейчас, как будто вы врач-терапевт, и ваша задача помочь больному организму встретиться с лекарством. Как «врач» вы много ездили по российским городам, как вы оцениваете, что происходит?

- Отсутствие диалога и отсутствие доверия друг к другу. Преодолеть кризис недоверия можно через такие проекты, где и органы власти, и люди могут садиться за один стол, обсуждать проблемы и их решения. Но на местах дается много обещаний, которые потом не реализуются. Каждый родитель знает: если ты пообещал ребенку, ты обязан это сделать, иначе это будет как черный шкаф невыполненных обещаний и обязательств. Чем это потом тебе обернется, как родителю? В отношениях власти и общества то же самое. Сначала недоверие, а затем может быть даже агрессивная реакция, хотя это точно можно было этого избежать честным, открытым разговором. Вновь вернусь к Екатеринбургу. Мы общались с городскими командами, очень много было желающих, активистов – давайте мы поедем, поговорим, расскажем, как надо. Те же самые общественные слушания, они настолько уже дискредитированы и воспринимаются как галочка для органов власти. И, конечно, у людей уже складывается ощущение – нас постоянно обманывают, нашего мнения никто не спрашивает. Итогом конфликта мог бы стать пересмотр стандартов проведения этих общественных слушаний? Чтобы ни в небольшом муниципалитете, ни в федеральном городе никто не мог отступиться - это было понятно, и все люди понимали, что если это сделано так, это действительно честно, открыто, и каждый имел возможность высказаться, и его мнение было учтено.

- Вас понимают и слышат на самом верху?

- Мы очень благодарны президенту, что он остается на протяжении всего времени работы агентства председателем наблюдательного совета АСИ, лично проводит совещания, погружается во все проблемы, предложения, которые исходят и от предпринимательского сообщества, социальной, образовательной сферы, городских лидеров. На моей жизни и руководителем АСИ, и когда я работала корпоративным директором, все инициативы АСИ президент поддерживал и деятельно помогал.

- Сейчас папочка на очередное заседание уже готовится? Что в ней, о чем будете докладывать?

- Во-первых, когда мы утверждали новую стратегию АСИ, президент сказал, чтобы Агентство стратегических инициатив участвовало в реализации национальных проектов. И мы привлекаем активных людей с новыми идеями, инициативами, для нас это ключевая задача. И на ближайшее заседание наблюдательного совета мы, конечно, предложим новые проекты, которые пришли к нам от предпринимателей, то, что можно тиражировать и масштабировать в размерах страны. Конечно, это будет потом реализовано в формате поручений, решений президента, если он сочтет это нужным и необходимым поддержать. Наша задача будет потом это все реализовать и показать людям, что это работает.

Кстати

Агентство Стратегических Инициатив создано в 2011 г, характеризует себя как «агент изменений», работающий вместе с лидерами над масштабными инициативами и объединяющий усилия общества, бизнеса и государства. Сейчас в их копилке 15 крупных проектов в образовательной, социальной, научной, предпринимательской и других сферах. Светлана Чупшева родилась в Праге, работала в правительстве Самарской области, в АСИ со дня создания, с 2017 г – генеральный директор. Воспитывает 4 детей.