Эксперты предложили создать межрегиональную организацию по развитию туризма на ООПТ

В России должна появиться межрегиональная организация по развитию туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Об этом заявили специалисты в области экологии во время воркшопа АСИ «Инструменты развития экотуризма в России: ключевые ограничения и перспективы» 21 августа в Москве.

Говоря о существующих проблемах экотуризма, замглавы АСИ Ольга Захарова отметила отсутствие стандартов комплексного развития природных территорий, стихийный характер рекреационно-туристической деятельности, сложность оформления и реализации нацпроектов.

«Мы проанализировали большое количество барьеров для развития бизнеса на природных и сопредельных с ними территориях и поняли, что 70% из них базируются на незнании законодательства и неумении работать с ним, отсутствии качественных специалистов, а 30% - это сами законодательные барьеры. На площадке Агентства совместно с Минприроды и экологии России, экспертами сферы экологического туризма, ООПТ и бизнеса готовится план мероприятий, направленных на создание дополнительных условий доступа негосударственного сектора на природные территории с целью развития экологического туризма, - заявила Ольга Захарова.

Эксперты разделились на четыре проектные группы по направлениям «Активация», «Сотрудничество», «Продвижение» и «Вовлечение», представив свои предложения по развитию экотуризма на ООПТ. Решения рабочих групп будут использоваться для создания руководств АСИ по развитию ООПТ.

Участники группы «Активация» обратили внимание на необходимость проработать маршруты и логистику по ООПТ, создать общие гостевые территории с едиными стандартами для всех ООПТ, а также всероссийский портал. Кроме того, эксперты предложили ввести входные билеты, увеличить объем услуг, оказываемых в ООПТ и создать паспорт экотуриста, в котором посетители смогут отмечать парки, в которых они побывали. Получать документ предлагается за членский взнос.

Представитель группы «Сотрудничество» Дмитрий Буренко назвал направления деятельности ООПТ, которые могут вызвать интерес у бизнеса, подчеркнув, что в России у природных территорий высокий инвестиционный потенциал. «Это сохранение культурного наследия, туристические и сопутствующие услуги – размещение, питание, транспорт, прокат - просвещение и образование, научный и познавательный туризм – birdwatching [наблюдение за птицами]. Нужно создавать модель, которая имела бы критерии транспортной, инфраструктурной доступности в ООПТ», - сказал Дмитрий Буренко.

По его словам, для привлечения инвестиций в ООПТ нужно реализовывать программы корпоративно-социальной ответственности бизнеса и корпоративного волонтерства. Также необходимо развитие и создание среды для поддержки местного населения (народные промыслы, экопродукты, «зеленые гостиницы») и государственно-частное партнерство. Кроме того, Дмитрий Буренко предложил создать конкурсную систему грантов для ООПТ и некоммерческие организации, которые смогут получать поощрение, например, на создание туров экопросвещения на природных территориях.

Участники группы «Вовлечение» предложили организовать общение туристов и местных жителей, проживающих рядом с ООПТ, чтобы избегать конфликтных ситуаций. По их мнению, следует предлагать дополнительные услуги в ООПТ - единый туристический продукт, куда войдет общение с местными жителями и знакомство с местной кухней. Также стоит искать точки соприкосновения посетителей и жителей, например, через школы и колледжи на базе ООПТ, мотивировать их через общие интересы.

В свою очередь, директор Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» Алексей Ретеюм рассказал о том, как общаться с посетителями ООПТ. «Прежде всего каждый уголок должен вызывать ощущение, что туда вложены усилия садовников, ландшафтных архитекторов. Благодаря этому наши посетители даже не сходят с дорожек, просто потому что видно, что тут красиво. Второе – продуманность инфраструктуры, где создается такая система, что людям просто незачем нарушать правила. Должно быть человеческое взаимодействие между пространством и посетителями», - рассказал Алексей Ретеюм. В пример он привел таблички с предупреждениями, расставленные в саду, которые создают комфортную атмосферу.

«Очень важно сделать места, где людям не запрещено трогать растения. Мы делаем сенсорные сады, пытаемся расширить масштаб взаимодействия между людьми и растениями. Там растут пряно-ароматические растения: розмарин, тимьян, чабрец. Важно демонстрировать наши хитрые приемы, как мы этим занимаемся», - отметил Алексей Ретеюм.

Представители последней группы предложили варианты продвижения ООПТ для жителей России, разделив их на семь групп. Уставших горожан, которым нужна смена обстановки, эксперты предложили привлекать лозунгом «Несложно, близко, необычно»; исследователей, жаждущих нового опыта – «Приключения и аутентичность»; спортсменов и любителей здорового образа жизни – «Актив на любой вкус»; любознательных посетителей с потребностью в знаниях – «Природа как энциклопедия». Для семей с детьми специалисты предложили слоган «Познакомься с животным миром», для горожан всех возрастов, желающих отдыха – «Наедине с природой», для родителей, желающих отправить старшеклассников в поездку на ООПТ – «Здоровье и безопасность», а для самих школьников – «Свобода, приключение, самовыражение».

В июле на Национальном лесном форуме в Сыктывкаре Ольга Захарова рассказывала, что АСИ разрабатывает программу развития экотуризма в России. По ее словам, этот документ поможет экономическому и социальному развитию регионов, сохранению местной культуры и формированию бережного отношения к природе.