Центр городских компетенций АСИ подготовил руководство по созданию общественных пространств университетов

Руководство по созданию общественных пространств университетов подготовлено Центром городских компетенций Агентства стратегических инициатив. «Для студенческого сообщества важнейшим является наличие доступного, комфортного и привлекательного общественного пространства, в котором происходит коллективное взаимодействие. В правильно спроектированном общественном пространстве непрерывно происходит социальный и экономический обмен, встречаются друзья и смешиваются разные культуры», - говорится в документе.

В качестве примеров таких пространств в документе указываются межуниверситетское общественное пространство в Томске, новое городское общественное пространства Гарварда, культурное пространство университета Тохоку, зонирование библиотеки университета Carnegie Mellon в Пенсильвании и проект «Активация» в Вологде.

Ключевыми факторами, характеризующими хорошее общественное пространство, создатели руководства называют его доступность и связанность, комфорт и облик места, многофункциональность, а также ощущение безопасности и дружелюбности.

Разработчики документа предлагают «метод плейсмейкинга» для создания общественных пространств. Метод предполагает улучшение качества пространств таким образом, чтобы они «способствовали взаимодействию людей и развитию здоровой, социально насыщенной и экономически устойчивой жизни городских сообществ».

Создание общественного пространства в университете делится на пять этапов:

  • Выбор места и определение заинтересованных сторон
  • Оценка пространства и определение вызовов
  • Формирование видения пространства (перевод идеи в план)
  • Реализация проектов быстрых изменений
  • Оценка результата и определение дальнейших шагов

Выбирая место, авторы руководства советуют применять «правило десяти» - «у хорошего места должно быть как минимум десять причин остаться в нем, или десять способов провести в нем время». В документе говорится, что это правило «является инструментом, позволяющим городским сообществам критически оценивать точки притяжения в своих кварталах и городах». Главными заинтересованными сторонами в создании таких пространств являются руководство университета, местные органы власти, общественные и студенческие организации, представители малого и среднего бизнеса, профильные эксперты.

На этапе оценки пространства необходимо определить его сильные и слабые стороны, установить существующие сценарии использования места и оценить пространственный контекст. Собранная информация в дальнейшем может стать основой для ее использования в воркшопе по оценке места по четырем критериям: общительность, многофункциональность, доступность и связанность, комфорт и облик места.

Принять участие в воркшопе могут представители местных органов власти, студенческих и общественных объединений, бизнеса, собственников и арендаторов земельных участков. Они проводят игры по оценке места, групповые обсуждения и презентации групп, после чего заинтересованным сторонам рассказывают итоги прошедших дискуссий.

После этого оформляется документ по формированию видения пространства, включающий в себя постановку целей, определение того, как и кем будет использоваться общественное место, описание предполагаемого характера пространства и комплексный план активации городского пространства.

«Хорошие общественные места не случаются в одночасье, и людям не нужно иметь все ответы в самом начале, чтобы начать преобразование среды. Смысл заключается в том, чтобы помочь пространству расти постепенно путем реализации и оценки краткосрочных проектов», - говорится в руководстве.

На четвертом этапе начинается воплощение концепции в жизнь, основными элементами проектов быстрых изменений являются уличная мебель, малые архитектурные формы (скульптуры, инсталляции), зеленые насаждения. Для реализации проектов необходимо их согласование с администрацией, идентификация источников финансирования, сбор материальной базы, а также запуск кампании в СМИ и соцсетях, закуп и монтаж объектов.

Последний этап предполагает проведение повторной оценки пространства, полевое наблюдение за использованием пространства в течение нескольких недель и опрос пользователей общественного места.

СПРАВКА

Документ разработан при содействии директора АНО «Региональное агентство творческих инициатив» Сергея Кремнева, основателя ARTS4CITY и доцента института дизайна и урбанистики университета ИТМО Александры Ненько, партнера «Проектной группы 8» Надежды Снигиревой и начальника международного научного отдела ТГАСУ, координатора Living Lab Tomsk One Ники Ереминой.

Презентация руководства состоялась 10 июля на образовательном интенсиве «Остров 10-22» в Сколтехе. «Университет – это открытое пространство, как внутри, так и для внешнего пользователя. Любое пространство, которое мы создаем должно иметь понятную целевую аудиторию. У нас в стране множество парков, скверов, набережных, которые красивы, но непонятны для людей. Наша задача - создать максимально функциональное пространство», - заявляла руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.