Всемирный чемпионат рабочих профессий (WorldSkills 2013) как зеркало российских технологий

Со 2 по 7 июля в Лейпциге проходил всемирный чемпионат рабочих профессий WorldSkills International 2013. Это было грандиозное событие, собравшее 1000 участников из 52 стран, соревнующихся по 46 компетенциям. Российская команда принимала участие впервые. И заняла последнее место. 

Некоторые СМИ уже поиронизировали над этим результатом, хотя нужно было благодарить молодых ребят, которые действительно сделали все от них зависящее и выдержали эти безумно трудные для них соревнования. И увидеть, какие именно системные проблемы российского профобразования и рабочих квалификаций отразились в зеркале WorldSkills International. 
  • Какие страны победили в командном зачёте? 
В десятку первых вошли: Корея, Швейцария, Тайвань, Япония, Бразилия, Австрия, Германия, Франция, Финляндия, Великобритания. Все страны – ветераны WorldSkills. Самая юная из них – Финляндия, которая вошла в движение WorldSkills только в 1988 году, дольше всех находятся в движении Швейцария, Франция и Великобритания – уже 60 лет.


В трех из них (Швейцарии, Австрии и Германии) работают системы дуального образования, где учеба идет параллельно с практикой, а бизнес вносит большую долю в финансирование такого образования. В Великобритании - система наставничества и практического обучения. В Бразилии - очень сильная поддержка образования со стороны бизнеса, в Корее - победители WorldSkills освобождаются от службы в армии. 


Россия при этом разделила последнее 41 место с Чили, Эстонией, Исландией, Кувейтом, Оманом и Саудовской Аравией, и всего двух баллов ей не хватило, чтобы разделить предпоследнее место с ЮАР, Марокко, Люксембургом, ОАЭ. 
  • Почему выиграли в чемпионате те, кто выиграли? 
Борис Белков, team-лидер нашей команды рассказывает, что в итоге выигрывает тот, кто может победить сразу по двум факторам: качеству и скорости. 


Оказалось, что в качестве наши ребята уступают не сильно, но соревноваться в скорости не могут. В это вносят свой вклад многие детали. 


Во-первых, ряд заданий для наших ребят был непривычен, они выполняли такие задания впервые. И не только они не видели подобных заданий, но и российские эксперты, приехавшие с ними (а по условиям соревнований с каждой командой приезжают и лучшие эксперты этой страны по тем компетенциям, в которых страна соревнуется). 


Во-вторых, мы не уделяли внимание организации рабочего места. Такой, чтобы времени на то, чтобы что-то взять, положить, перейти од одного инструмента к другому. В то время, как участники из других стран привозили с собой специально организованные рабочие места и приспособления, помогающие им сэкономить время. 

В-третьих, по условиям соревнований участники привозят с собой собственный комплект личных инструментов (это не относится к тяжелым станкам), чтобы мастеру привычнее было работать. 


Инструменты наших участников технологически отставали от инструментов их конкурентов. А ряд конкурентов, которые соревнуются уже давно, привезли с собой специально под заказ придуманные и изготовленные инструменты, которые позволяли им делать работу ещё качественнее и ещё быстрее.

  • Чуда не произошло
Мы просто подтвердили свое отставание в производительности труда, зафиксированное статистически (от Германии как раз отстаем вдвое). Но зато соревнования показали нам – где именно, в каких аспектах мы проигрываем, где именно мы теряем в качестве, где теряем время. 

Собственно, именно за этим – поучиться, понять, как в мире сегодня организован труд рабочих, какие квалификации являются в мире стандартом – наша команда и ехала. 


Даже при проводах команды в Лейпциг директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков сказал ребятам, что, скорее всего, выиграть никому из них не удастся, и настраивал их на то, чтобы они как можно больше смотрели на чужой опыт и учились у других. И они учились, смотрели, как работают другие, смотрели, чего не достает им.


Стало понятно, что очень многому, что необходимо на мировом рынке компетенций и квалификаций, ни в каких в российских колледжах среднего образования не учат, и что в среднем профессиональном образовании недостает практического обучения (это при том, что часть ребят прошло перед соревнованиями практическую подготовку на реальных предприятиях; если бы не это, результаты были бы хуже).


Им было очень трудно. Ко всему прочему, это ещё и публичные соревнования. Это как на сцене: пока конкурсанты работают, за ними наблюдают тысячи зрителей. 

И вот когда ты понимаешь, что уже проигрываешь, и что уже не сможешь выиграть, а только, скорее всего, ещё больше отстанешь, и что нужно проработать ещё целый день.... Но они отработали до конца. Ни один не сорвался и не ушел.


Это была команда смелых: они ехали соревноваться в условиях большой для них неопределённости, многие из них вообще впервые были заграницей, почти никто не разговаривал на английском.

Уезжали они с настроем на будущее: с огромной мотивацией на изучение английского, на участие в других профессиональных конкурсах, на то, чтобы становиться самим экспертами и готовить следующие российские команды.


Второй команде на следующем всемирном чемпионате рабочих профессий будет уже легче. Особенно, если взрослые, отвечающие за систему профобразования и со стороны государства, и со стороны бизнеса, сделают правильные выводы из результатов нынешнего WorldSkills International.