Богдан Олейник и проект «Кардионет»

Богдан Олейник, создатель проекта «Кардионет», предлагает создать межрегиональную систему маршрутизации пациентов для уменьшения смертности. С учётом данных о пробках система выстраивает кратчайший путь до больницы и информирует госпиталь о времени доставки пациентов, чтобы можно было подготовиться (заказать нужную группу крови, например).

В интервью циклу «Страну меняют люди» Богдан рассказал о том, как во время работы на скорой помощи ему пришла идея проекта, почему «Кардионет» был бы особенно акутален во время COVID-19 и как проект поможет добиться экономического эффекта для страны в 63 млрд рублей.

Фото из личного архива

Студентом последние курсы я работал на скорой помощи: сначала на городской подстанции, потом два года в районе фельдшером. Заметил, что очень много времени уходит на то, чтобы определить, куда вести пациента.

Во-первых, вся маршрутизация пациентов уже прописана в приказах: из какого района в какую больницу надо ехать. Запомнить все маршруты невозможно, поэтому ты звонишь по телефону или связываешься по рации со старшим врачом скорой, он смотрит приказы и определяет больницу. На это тратится драгоценное время.

Во-вторых, бывает так, что привезли пациента в одну больницу, там не оказалось места, едешь в другую... Целая история. У меня тогда возникла идея, что было бы здорово, если бы для каждого пациента был чёткий маршрут, куда его везти в зависимости от диагноза, и он бы автоматически строился у водителя. В ряде случаев на скорой помощи счёт на минуты идёт, то есть это потенциально может спасти много жизней.

Когда закончил со скорой помощью, выучился на кардиохирурга, работал в кардиоцентре. Потом ушёл в Министерство здравоохранения, год поработал, вернулся обратно уже главным внештатным специалистом по сердечно-сосудистой хирургии, то есть занимался организацией работ всей кардиохирургической помощи на уровне республики.

Фото из личного архива

Тогда как раз начали открываться сосудистые центры. Когда я на скорой помощи работал, их было мало: один-два, потом стало больше. В 2018 год я поехал на учебу в РАНХиГС для руководителей медицинских организаций. Защита диплома подразумевала проектную работу в командах. Я тогда коллегам предложил идею с автоматизацией маршрутизации пациентов, всем понравилось, в итоге на защите мы заняли второе место. Я, заряженный, вернулся в Уфу, но как раз начался COVID-19, и всем было абсолютно не до этого.

Хотя тогда, кстати, проект был бы особенно актуальным, потому что маршрутизация менялась на глазах. Допустим, сосудистый центр закрывается на карантин из-за коронавируса, туда больше не везут пациентов с инфарктом миокарда. Ты звонишь, выясняешь, кто принимает сейчас таких пациентов, везёшь их туда. 

Всё меняется постоянно, буквально в течение нескольких минут. 

Результаты пилота на скорой помощи в Курской области
Фото из личного архива

В 2020 году я победил в треке здравоохранения в конкурсе «Лидеры России». Мне определили в наставники Владимира Ивановича Стародубова, академика, возглавляющего институт организации и информатизации здравоохранения. Мы с ним встретились, я про «Кардионет» рассказал, Владимир Иванович поддержал.

Тогда я уже плотно занялся проектом, собрал команду — всё-таки IT-продукт, а я врач. В основном подключились сотрудники университета, в котором я преподаю: программист Илья Меркушин и Елена Белозерова, специалист по ГИС-системам. Для нас это была некоммерческая история, занимались всем в свободное время от работы. Написали ручками MVP, минимально работающий вариант, чтобы можно было на практике всё отработать.

Вошли в ТОП-10 проектов-победителей «КЛИКа». Был такой конкурс по цифровой трансформации здравоохранения от НТИ. Доложили про «Кардионет» вице-премьеру Дмитрию Чернышенко, который как раз отвечает за информатизацию. Ему проект понравился: «Молодцы, занимайтесь. Что нужно?».

Я попросил помочь договориться со Сбером о бесплатном доступе к их геоинформационной системе, чтобы мы могли маршруты просчитывать и помочь найти регион для пилотирования. Он ответил: «Без проблем», оформил всё как поручение правительства. Со стороны Сбера нам выделили человека, который бесплатно сделал нам интеграцию их системы на полгода с нашей. Со стороны Минздрава написали письмо во все регионы — кто хочет протестировать наш проект? Вызвалась Курская область. 

Результаты пилота на скорой помощи в Курской области
Результаты пилота на скорой помощи в Курской области

Мы начали тестировать «Кардионет» на двух машинах скорой помощи. Как всё выглядело: врач вбивал в планшет с программой, что пациент условно с инфарктом миокарда, наша программа просчитывала время и маршрут до больницы. Потом мы замеряли, за сколько пациент реально доехал, и рассчитывали предиктивную точность продукта. В течение двух месяцев набрали около 50 случаев маршрутизации, и погрешность была буквально полторы минуты между реальным временем доезда и тем, что рассчитала наша программа. Это позволило сделать цифровой двойник.

— Вот про него поподробнее хочется.

— Тогда надо объяснить ещё одну важную вещь про проект.

Наша система рассчитана на то, чтобы было несколько сосудистых центров в регионе, плюс, желательно, ещё в соседних регионах.


Объясню на примере: если пациент с инфарктом живёт на границе региона, то вести его в сосудистый центр того же региона может быть далеко, потому что сосудистые центры физически находятся в основном в центре региона (в столице условно). Но очень часто бывает, что в соседнем регионе есть другая больница или сосудистый центр, которые тоже могут принять пациента, помочь ему, и ехать до них быстрее. Однако по современным приказам так сделать нельзя. Точнее, в очень редких случаях так сделать можно, если есть соглашение между регионами. Всё равно для этого надо созваниваться, уточнять детали, а время теряется.

Согласовать на тот момент перевозку больных из Курской области в соседнюю Белгородскую у нас не получилось. Мы сделали цифровой двойник: забили координаты вообще всех населённых пунктов Курской области и всех сосудистых центров Курска, Белгородской области и соседних областей. Дальше создавали виртуальные вызовы и смотрели, как скорая едет в зависимости от суток, погоды, как строится маршрут. Два месяца так собирали данные.

Кроме Курской области мы сделали еще один цифровой двойник для Кургана. Это небольшая область, в ней всего один сосудистый центр, но вокруг него очень много областей: и Челябинская область, и Свердловская, и Тюменская...

В итоге в Курской области нам удалось среднее время эвакуации пациента уменьшить на десять минут, а в Курганской — на двадцать, потому что вокруг нее много разных областей. Были даже некоторые районы Курской области, расположенные близко к Белгородской, где время эвакуации у нас уменьшилось с полутора часов до сорока минут.

10,5 минут
Экономия среднего времени по области
4 из 12
районов удалось перевести
в зону эвакуации до 120 минут
-2,6%
прогнозное снижение смертности
от инфаркта в среднем по области 


Все эти данные отправили в Минздрав, и я их своему научному руководителю Стародубову тоже показал. Он меня поддержал, что нужно делать уже реальные испытания в рамках нескольких регионов. Мы остановились на Уральском федеральном округе, потому что в принципе у нас развита система цифровизации и достаточно много сосудистых центров.

С помощью АСИ разослали письма в Челябинскую, Оренбургскую области и в Башкирию. Она к Поволжью относится, но очень уж удобно она к Челябинской и к Оренбургской области в плане границ. Кроме того, тоже через АСИ повторно вышли на Сбер, чтобы они нам еще раз дали доступ к ГИС-системе.

Так что сейчас договариваемся с регионами, потом уже Сбер подключится. Естественно, будем уже делать всё на более высоком уровне. Не MVP, а реальное приложение для телефона или планшета, которое должно быть интегрировано с МИСами — медицинскими информационными системами регионов. Всё же, когда тестировали в Курской области на двух машинах, фельдшеру приходилось двойную работу делать: и в МИС вбивать, и в нашу программу.

Веб-приложение для РСЦ и
мобильное приложение для СМП
Веб-приложение для РСЦ и мобильное приложение для СМП


С МИСами есть проблема в том, что соседние регионы не видят вообще экстренных пациентов друг друга, потому что МИСы у них разные. Как раз с помощью нашей системы можно было бы объединить их и сделать межрегиональный обмен экстренных пациентов. Нам по сути достаточно получить номер полиса ОМС, потому что это уникальный индикатор пациента, по которому дальше можно вытащить всю нужную информацию: ФИО, сопутствующие заболевания и т. п.

Во время «пилота» ещё столкнулись с тем, что у нас не везде в России хорошо ловит интернет. А у нас система завязана на качественную связь. Так что мы сделали возможность формирования маршрута по историческим данным за последние две недели: загружаем в память, в какое время суток, в какой день уже ездила скорая, какие были пробки, за сколько доехали... Программа сначала по историческим данным всё построит, а потом, когда появляется интернет, обновляет маршрут при необходимости.

Если все три региона скажут, что готовы сотрудничать, нам на запуск нужно 4-6 месяцев и около 15 миллионов, чтобы все хорошо сделать в одном регионе. Надо доработать MVP, подключить ГИС-систему, залить исторические данные и всё объединить с МИСами регионов. Естественно, второй регион будет уже сильно дешевле: нужно будет загрузить новую карту — и всё.

Промо-ролик платформы «Кардионет»


— Почему вам важно этим заниматься?

— Я читал интересное исследование где-то десятилетней давности, в котором авторы посчитали, что если на полчаса сократить время эвакуации, то смертность снижается на 7,5 %. А если за два часа успеть, то смертность снижается на 80 %. Вообще чем раньше, тем лучше. Час — вообще круто.

Я понимаю, что «Кардионет» реально снизит смертность. Другого варианта снизить смертность от инфаркта миокарда, кроме как вовремя пациентов стенировать, особо-то и нет. Этого можно добиться двумя путями.

Первый: построить много сосудистых центров в зоне двухчасовой доступности, что сильно дороже. Если мы даже исходим из двух часов доезда, это максимум сто километров туда, сто обратно. Представляете, сколько это в России надо центров построить, оснастить, найти персонал... А самое главное — обеспечить их загрузку.

Давно доказано:

в год хирург должен выполнять порядок 200 стентирований, чтобы поддерживать свой хороший уровень.


В сердечно-сосудистом центре должно быть по крайней мере три врача, потому что по нормам — сутки работы, двое суток отдыха. Значит — шестьсот процедур в год. Это довольно много, то есть в районе обслуживания центра должно жить достаточно большое количество людей, а это в России не всегда возможно, у нас же масса деревень и сел.

Второй путь — наш. Конечно, надо гибридно подходить: центры где-то, правда, нужны, но нужны и умные технологии и обмен пациентами, чтобы загрузить сосудистые клиники за счёт соседних регионов.

Если есть в соседнем регионе центр на границе, то зачем еще рядом на границе второго? Мы же в одной стране.

Кстати, идеально было бы, конечно, внедрить «Кардионет» в центральном федеральном округе, где лоскутное одеяло из мелких областей: Костромская, Владимирская... Там эффект масимальный будет.

Мне как-то слушатель из зала рассказал историю. Он живёт на границе Адыгеи, и через мост — уже Краснодарский край. У его жены случился приступ аппендицита. Приехала скорая помощь из Адыгейска и говорят: сейчас мы вас повезем в Майкоп. Он недоумевает: зачем в Майкоп, туда ехать два часа, вот рядом же Краснодар, ехать пятнадцать минут, там хорошая больница!. Нет, говорят, по маршрутизации мы так не имеем права. Вы выйдите из дома, мост перейдите, вызовите другую машину со стороны Краснодара, и она вас туда повезет.

Естественно, если бы была наша система, то такого не было бы. Она бы показала все доступные больницы, где есть свободные койки в радиусе ста километров, предупредила бы Краснодар, что к ним едет пациент с аппендицитом, будет через пятнадцать минут, готовьте операционную.

— То есть вы планируете заниматься всеми болезнями, а не только кардио?

— Во время тестирования мы сосредоточимся на инфаркте миокарда, потому что это моя специальность, но потом мы хотели бы «Кардионет» распространить на другие заболевания: инсульт, ДТП, срочные роды, острая хирургия...

Например, когда участки головного мозга гибнут при инсульте, вокруг мертвого участка есть очаг ткани, который как-то еще питается за счет соседних коллатеральных сосудов (зона полутени, или пенумбра). Он и не живой, не мертвый, он спит, и вот за него как раз мы боремся. Если в течение часа успеть — пациент может быть без тяжелого неврологического дефицита. При травмах тоже есть правило золотого часа, особенно когда они связаны с кровотечением или повреждением спинного или головного мозга.

Вообще идеально было бы, чтобы в больнице, в приёмном покое висел монитор, на котором отображается очередь пациентов: Иванов, инфаркт миокарда, приедет через 30 минут. Петров, ДТП, приедет через 40 минут.

Тогда бригада планового пациента на операцию не возьмёт, потому что неизвестно, сколько с ним возиться. Сначала дождутся скорую, а потом будут делать плановые. Это поможет лучше и эффективнее проводить операции. Можно кровь заказать заранее, другие подготовительные мероприятия провести...

Пока, конечно, все это идет не так быстро, как я бы хотел. С другой стороны, я тоже понимаю, что очень уж масштабная задача. Мало того, что она межтерриториальная, она еще и межведомственная.

Как раз поэтому я с этим проектом и обратился в АСИ, потому что агентство занимается стратегическими и сложными проектами. АСИ очень помогает всё согласовывать, помогает с контактами, с питчингами. Недавно у нас со Ставрополем был созвон, была встреча с Ираном, планируется миссия в Марокко в ноябре. Ну, постепенно вода точит камень...

— Как-то вы не очень весело говорите.

— Видите ли, для регионов «Кардионет» — не совсем простая история. Если пациент уехал в другой регион, то деньги, которые больница получила бы, уехали за ним. Но с другой стороны, а еще кто-то приехал! Это обмен пациентами, игра с нулевой суммой. В принципе всё равно поровну примерно выйдет. Плюс пациент, который выжил после инфаркта, выйдет на работу, продолжит создавать валовый продукт, платить налоги и приносить деньги в экономику. Или, допустим, если пациент быстрее доехал до больницы, то у него развился не такой большой инфаркт, значит ему не нужна инвалидность, не нужны дорогостоящие лекарства. Экономическая целесообразность здесь есть.

Мы вообще считали, что если на 10 минут сократится время довоза пациента в среднем по всей России, в год мы сможем около 1 300 людей спасти от инфаркта миокарда. Если посчитать, сколько они вносят ВВП, получается порядка 63 миллиардов рублей (стоимость всей жизни одного человека порядка 60 миллионов, если посчитать по методике правительства Российской Федерации: сколько он зарабатывает + налоги + траты + социальные пособия). И это мы считали только на счет инфаркта миокарда. С подключением к системе других заболеваний спасенных жизней будет больше, и экономический эффект вырастет соответственно.

Кроме всего прочего, нельзя же только деньгами всё мерить.

Интервьюер
Иван Сурвилло
Журналист, интервьюер,
автор второго сезона
«Страну меняют люди»