Дмитрий Батищев и проект «Беседка»

Дмитрий Батищев, победитель форума «Сильные идеи для нового времени», предлагает создать «Беседку» — пространство для психологической помощи подросткам. Ребёнок может обратиться туда в любой день и в любое время.

В рамках проекта АСИ «Страну меняют люди» Дмитрий Батищев (директор Центра образования, реабилитации и оздоровления), Жанна Корнева (руководитель регионального Центра финансовой грамотности, Институт развития образования Липецкой области) и Екатерина Вишнякова (директор Центра психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи) рассказали о том, как появилась идея, как проект будут развивать и как можно решить проблему нехватки хороших психологов. 

Слева направо: Дмитрий, Жанна и Екатерина. Фото: Александр Ласточкин

Мы видим «Беседку» как пространство, куда подростки могут обратиться добровольно и бесплатно, чтобы получить круглосуточную помощь. Как место, куда любой ребёнок может прийти просто переночевать или поговорить с психологом, чтобы посмотреть на свою проблему с разных сторон и найти решение.

— Как родилась идея «Беседки»?

Дмитрий: На встрече с министром образования Липецкой области Инессой Анатольевной Шуйковой мы много обсуждали необходимость нового формата взаимодействия с подростками, включая образование, адаптивное обучение, оздоровление, работу с детьми-сиротами и молодежную политику на уровне региона.

К этому нас подтолкнул опыт работы с особенными подростками, столкновение с печальной статистикой на региональном и федеральном уровнях и, конечно, личный опыт отцовства. Так появилась идея «Беседки» как безопасного пространства и точки притяжения для подростков.

Визуализация интерьера «Беседки»

Екатерина: На телефон доверия психологического центра, которым я руковожу, часто обращаются подростки, испытывающие эмоциональные трудности. К сожалению, у нас нет подходящего помещения, в котором мы могли бы лично встречаться с ними для обсуждения их проблем. В итоге даже после телефонной консультации трудности часто остаются нерешенными — не хватает личного контакта, который очень важен для ощущения услышанности.

Это стало основой для разработки идеи «Беседки». Мы вспомнили практику создания комнат для школьников, которая ранее была широко распространена в регионе. В такую комнату, например, я подростком тоже могла прийти, пообщаться с педагогами.

— Как вы будете рассказывать о «Беседке» подросткам?

Дмитрий: Сегодняшние подростки — визуалы, им нужно что-то яркое и необычное. Мы будем присутствовать в социальных сетях и общаться с подростками на их языке. Мы хотим создать привлекательное пространство с интересными событиями, где подростки могут чувствовать себя комфортно.

Особенно мы рассчитываем на сарафанное радио: подростки, которые смогли разобраться и преодолеть трудности, надеемся, будут советовать своим сверстникам обращаться к нам.

В центр можно прийти, даже если тебе просто нехорошо, а не только когда уже совсем накрыл кризис. Можно поговорить, выпить чаю, поиграть в плейстейшн...

— Почему вам так важен этот проект?

Дмитрий: Честно говоря, я давно не вижу грани между личным и рабочим. У меня нет работы, есть просто образ жизни, который я веду.

Мне 36, я получал образование, воспитывался и жил с 6 лет жил в интернате, которым руководил мой отец. Рядом со мной были замечательные дети, особенные дети, безграничные дети, на самом деле… Я помню и знаю каждого и стараюсь отслеживать их судьбы, стараюсь помогать им. И всё это не для галочки. Это — моё. Это воздух, которым я дышу последние несколько десятилетий, и другого я для себя не вижу, не представляю.

— Что такое тогда для вас «Беседка»?

Дмитрий: Место, где тебя услышат, место, где тебе помогут. 

Самое главное, на самом деле, — услышать. Увидеть, услышать и быть услышанным.

Очень важно, какой пример мы подаём нашим детям. Ребёнок и подросток — просто губка, которая впитывает всё, что происходит вокруг. Я понимаю, что у нас очень классная молодёжь. К великому сожалению, сейчас начинают по разным каналам в неё вкладывать очень много нехорошего. Я сейчас не затрагиваю молодёжь высоко мотивированную: спортсменов, ребят, которые занимаются наукой. Я сейчас говорю о других, которые как все.

Их нужно взять за руку. Не за плечи, не за грудки взять и трясти: «Вы почему так разговариваете? Вы почему себя так ведёте?». А взять за руку. Даже, если тебя не с первого раза услышат. Взять за руку и направить.

Екатерина: Можно на тот же вопрос отвечу? Я часто думаю о том, чем отличается ребёнок от взрослого. Всё просто: мы, взрослые, были детьми, а дети пока не были ещё взрослыми. Я была буйным подростком. До сих пор не люблю, когда мною управляют. Когда мне говорили, что нужно делать так, а мне не хотелось — я убегала из дома к подружкам. Понятное дело — всё равно возвращалась домой. В тот момент мне не к кому было обратиться. Если было бы такое место, как «Беседка», и, если бы я знала, что можно туда пойти и поговорить с нейтральным человеком, который может дать совет, я бы посмотрела на ситуацию по-другому.

Каждый из нас был подростком и испытывал те же трудности. Не все родители обладают достаточными психологическими знаниями. Часто они сами напряжены и погружены в собственные проблемы, а некоторые переносят их на ребенка, не представляя, как это может на него повлиять. Таким подросткам особенно нужна круглосуточная поддержка. Важно, чтобы рядом был кто-то, кто поймёт, кто поможет. В «Беседке» будут как раз такие помощники, которые не оставят в одиночестве.

Рендеры Беседки
Визуализация интерьера «Беседки»

— Что с кадрами делать? Где найти столько хороших психологов?

Дмитрий: Здесь проблем, на самом деле, очень много. По итогам закончившегося учебного года в среднем число школьных психологов в соотношении с обучающимися — 1 на 600 человек. В ряде школ 1 психолог на 800-900 и даже на 1500 воспитанников. При том, что требования условные — 1 на 300. Что тоже, на самом деле, многовато…

Жанна: Мы видим выход в социальном волонтерстве. Мы планируем привлекать студентов психологических и социально-психологических факультетов. Их возраст и опыт помогут лучше понять проблемы подростков, дать им поддержку.

Екатерина: Но, безусловно, будем и опытных психологов привлекать. Потому что есть ситуации, в которых не сможет разобраться студент: человек должен иметь определённый опыт, образование и практику за плечами, чтобы справляться с серьезными проблемами. Даже не всегда силами психолога можно разрешить ту или иную ситуацию. Мы будем взаимодействовать и со службой экстренной помощи, и с медицинскими учреждениями…

Мы должны слышать ребёнка, но не идти у него на поводу. Мы не только его обихаживаем, чаем поим и говорим: «Ой, да, конечно. Мама плохая. Все плохие. А мы — хорошие. Мы с тобой поиграем, побеседуем». Понятное дело, что мы будем ему помогать справиться со своим состоянием всеми способами, мы не можем отпустить его обратно в том же состоянии, в котором он пришёл.

2 400
проведённых
консультаций
за год 
100 000+
родителей, педагогов
и подростков знают
о «Беседке»
80
подростков, получивших помощь
в условиях постоянного проживания

— Мне кажется ценным, что «Беседка» будто вне системы, ребёнок ей больше доверяет.

Екатерина: Да, «Беседка» — вне системы, но мы системе помогаем. Например, классные руководители, по идее, должны понимать, чем ребёнок живёт. Для них мы разработали чек-листы наблюдения из 15 вопросов, которые ежемесячно педагог сможет заполнять в экспресс-режиме на каждого ребёнка, чтобы отслеживать динамику.

Есть маркеры по неблагополучию психосоциальному: по поводу аппетита, по поводу агрессивного поведения, по поводу невключения ребёнка в образовательную деятельность, когда он сидит и смотрит в окно и как-то реагирует иначе… Классный руководитель передаёт эту информацию школьному психологу, который начинает работу. Дальше уже подключают родителей, подключают психиатрическую службу... Плюс мы как центр предлагаем свои услуги. Но пока только в Липецке, потому что другие территории очень сложно охватить.

— Давайте как раз поговорим о планах развития «Беседки».

Дмитрий: Мы видим «Беседки» как часть психологической поддержки образовательной системы во всей стране. Уже заинтересовался ряд регионов, которые готовы перенимать наши опыт. 

Мы стремимся создать полноценную сеть, обеспечивая единый доступ к методикам, анализам и взаимодействию с подростками для специалистов, родителей, педагогов и тренеров.

Мы хотим обмениваться практиками и советами внутри системы «Беседок», чтобы повысить доступность форматов примирения, выявления проблем и их последующего решения.

Екатерина: Помимо этого, мы хотим организовывать досуг подростков. Пока прописываем варианты направлений: игра на гитаре, арт-терапия, связанная с сохранением психологического равновесия, обучение техникам выхода из стрессовой ситуации....

Ещё мы думаем о мобильном приложении «Беседка», чтобы можно было в случае экстренной ситуации нажать на кнопку. Плюс у нас есть телеграм-канал и чат-бот. Там ежедневно выходят полезные посты: например, «Что такое быть ответственным?», «Как взаимодействовать с друзьями, с одноклассниками», «Как принять решение?», «Как справляться, когда тебе грустно?». Надо сказать, что в чат-боте пишут порой такие страшные вещи, что жутко... Когда подросток пишет, что не хочет жить и прочее, мы сразу это берём в работу и ищем подходы. 

Визуализация интерьера «Беседки»

— Если ваши собственные дети придут в «Беседку», вы как родители как это будете воспринимать? Что вы, условно, не смогли создать атмосферу достаточного доверия, чтобы дети пришли к вам?

Дмитрий: Я очень много провожу времени с детьми на работе, которых у меня много. Но очень мало времени — с двумя подрастающими родными детьми.

Если мой ребёнок придёт в «Беседку», я буду этому рад. Потому что мой ребёнок ищет альтернативы, анализирует происходящее, а не лезет на крышу, либо на технологический переход между железнодорожными путями. Хотя, безусловно, внутри меня-отца это покоробит. Где-то в глубине души будет толчок: «Дим, ты недоработал». Но лучше, если меня пригласят в «Беседку» на разговор с моим сыном и с моей дочерью, чем я буду стоять у гроба и думать, где я что-то не сказал или не сделал.

Я, кстати, очень благодарен учителю моего сына Виктории Владимировне. Ребёнок год назад потерял дедушку и закрылся ото всех. Именно учитель очень многое сделала для того, чтобы помочь. Могу об этом сказать открыто: у меня тогда не было возможности помочь собственному ребёнку. Было очень много рабочих задач. 

Может быть, это неправильно, но на работе у меня больше детей, и им там я очень сильно нужен. 

Буду рад, если мои дети придут в «Беседку».

Интервьюер
Иван Сурвилло
Журналист, интервьюер,
автор второго сезона
«Страну меняют люди»