Мария Митлянская и проект Археономика

Мария, победительница форума «Сильные идеи для нового времени», предлагает разработать механизмы развития историко-культурной отрасли археономики. В рамках проекта АСИ «Страну меняют люди» она рассказала о планах создания цифровой платформы, которая будет соединять профессионалов и любителей истории, археологии и этнографии, и важности создания туристической инфраструктуры вокруг культурно-исторических памятников.

Фото из личного архива

Чтобы ввести историю в привычную повседневность, она должна пересекаться с экономической стороной жизни, а контакт с ней не должен ограничиваться теорией. Понимая это, мы с коллегами решили запустить проект, где увлечение историей, исторические хобби (исторический средневековый бой, реконструкция, изучение своей родословной, например) и развлечения соединяются с экономикой. Когда абстрактная история из школьных учебников связывается с более земными и актуальными вещами, она становится более понятной людям.

Прекрасные примеры такого подхода — Выборгская крепость и Судакская крепость. Вокруг культурно-исторических памятников органично формируются экономические системы, интересные инвесторам, местной молодёжи, жителям, которые создают свои предприятия, привлекая значительное число туристов. Это способствует сохранению и реконструкции памятников, обеспечивает дополнительный доход и социальное развитие регионов.

Главная цель проекта — масштабировать этот опыт на все возможные локации в России, создать сеть туристических маршрутов, связанных друг с другом историческими событиями, и обеспечить их взаимоподдержку и спрос у населения. Чтобы привлечь посетителей, нужно предложить им уникальный опыт, создать соответствующую инфраструктуру и услуги. Например, как это сделано в Коломне, где выбран удачный акцент на русской народной гастрономии.

В России много значимых исторических мест почти никому неизвестных, кроме узкого круга ценителей. Возьмём, например, битву при Молодях (вблизи города Чехова Московской области). 

Во время правления Ивана Грозного крымские татары всерьёз угрожали нашему государству. Битва произошла в 1572 году на берегу реки Пахры в конце июля - начале августа. До этого хан Гирей уже доходил до Москвы (весной 1571 года) и даже сжигал её. Крымские татары тогда представляли серьёзную угрозу нашей государственности, хан прислал Ивану Грозному кинжал в подарок, как бы предложив ему уйти самому с честью. Это был поворотный момент в российской истории, когда мы чуть не потеряли независимость. Битва почти так же значима, как и битва под Москвой во время Второй мировой войны. Наши воины тогда соорудили полевое укрепление, названное Гуляй-городом, из повозок и брёвен. Войско хана увязло, потеряв много людей в попытках прорвать оборону. Татары даже спешились и почти достигли цели, но забыли про свой тыл. Туда ударила русская кавалерия, а защитники начали обстреливать солдат хана из пушек, которые они не применяли до последнего, чтобы сохранить элемент неожиданности. В итоге войска хана были вынуждены бежать, многие из них утонули, пытаясь переправиться через реку, а хан потерял всю свою армию.

Место битвы при Молодях сегодня пустует — там нет никакой инфраструктуры, но это огромная возможность для бизнесменов и инвесторов. Реконструкторы с 2009 года проводят там фестиваль, посвященный этому событию. Я уверена, что если сделать этот эпизод отечественной истории известным широкой публике, люди захотят посетить это место. Мы хотим знать и помнить свою историю, как видно по популярности того же Бессмертного полка. 

— Думаю, для многих Иван Грозный жил примерно в одно время с бронтозаврами. Всё же Великая Отечественная намного ближе к нам, ещё живы непосредственные свидетели того времени.

— Но события, которые произошли давно, не менее важны. Здесь перед нами стоит амбициозная и важная задача - донести это до наших сограждан. В битве при Молодях тоже сражались наши родственники, просто чуть более дальние.

Популярность различного рода развлекательных тестов, где вы якобы узнаёте, к какому знаменитому роду вы могли бы принадлежать или кто ваш легендарный предок, показывает, что люди хотят быть частью чего-то большего, ощущать принадлежность к вневременному. История может удовлетворить это желание. Меня всякий раз потрясает, когда я нахожу какие-то неизвестные для себя ранее фрагменты истории своей семьи в полотне жизни моего государства. Я проследила своё семейное древо до 18 века, частично корни моей семьи уходят во вторую московскую купеческую гильдию, в рязанское и пензенское крестьянство, в польское
мелкопоместное дворянство, поcелившееся в Российской Империи в процессе массовой миграции во второй половине XIX столетия из Австро-Венгрии. Но важна не просто история семьи, важно осознавать, что мы все — часть большой истории нашего государства.

После окончания школы или университета у людей исчезает жизненная необходимость контактировать с историей. Неважно, насколько они её любили, их связь с ней затухает. А ведь именно история обеспечивает контекст, который помогает нам понимать текущие социальные, политические и культурные явления. Когда мы забываем историю, мы утрачиваем связь с нашим масштабным коллективным опытом и рискуем повторить ошибки прошлого.

Вдобавок — у нас довольно закрытая историческая среда. На те же раскопки просто так не попадёшь. Да, есть волонтерство в археологии, но проблема в том, что мало кто о нём знает. Многие, кто был бы готов работать на благо отечественной науки, просто не в курсе, что это возможно. Мы предлагаем новую модель «гражданской археологии». В отличие от английской системы, где найденный предмет становится собственностью нашедшего (с обязательной уплатой налога), в России все археологические находки принадлежат государству.

Сейчас люди, интересующиеся историей, могут просто приобрести металлоискатель и набор инструментов и начать раскапывать что-то, не осознавая, что они могут повредить исторический пласт, который нельзя будет восстановить. Существуют, конечно, чёрные копатели, которые действуют в коммерческих целях. Но они — меньшинство. Мы верим, что большинство просто движимо любопытством и действует из незнания. Мы хотим предоставить возможность людям без профессионального исторического или археологического образования участвовать в археологических раскопках под руководством квалифицированных кураторов.  

Археологические раскопки | Shutterstock

— А как люди будут узнавать о подобных экспедициях?

— Мы хотим создать цифровую платформу, которая поможет соединить профессионалов и любителей истории, а также привлекать инвесторов. Пример подобного проекта — восстановление северного деревянного зодчества, где волонтёры набираются через аккуратный и красивый сайт. Необходимо масштабирование такого опыта. Вы заходите на такую платформу и видите, что проводятся раскопки в июле в степи или восстановительные работы старинного монастыря в лесах Карелии в августе. Вы можете выбрать интересующий вас проект, прочитать о его целях, подать заявку на участие.

Плюс есть же не только археология, но и этнография. Представьте себе не просто поездку в поход или на рыбалку, а в глухую деревню, где вы записываете старинные русские народные песни из первых рук! Даже если вы туда съездите один раз — вы обогатите свой кругозор, вам будет что друзьям рассказать. Это замечательное приключение. 

— Какие первые шаги в реализации проекта?

— Я рассчитываю на поручение Президента и поддержку министерств, у которых уже есть опыт в подобных проектах. Очень надеюсь, что министерство культуры, министерство образования и министерство цифрового развития подключатся и окажут помощь. Портал хотела бы создавать при поддержке Высшей Школы Экономики, потому что у них есть схожий опыт в области волонтёрства для восстановления зодчества. 

— Почему вам интересно этим заниматься?

— Моя специализация — философия истории. Я закончила кафедру истории зарубежной философии МГУ, готовлюсь к защите кандидатской. Изучаю, что значит быть частью «исторического» в широком смысле слова для человека. Чем больше углубляюсь в эту сферу, тем отчётливее понимаю, насколько важно нам ощущать идентичность и идти по собственному, искреннему пути. Не пытаясь соответствовать стандартам извне. Лучший способ сделать это — через понимание пути развития той среды, которая дала тебе имя, знания, воспитание и ориентацию в большом мире.

— Идея с проектом так же родилась?

— В определённый момент каждый из нас задаёт себе вопрос: что я буду делать дальше? Как я буду реализовываться как профессионал? Я об этом тоже думала. Давайте будем честны — кому нужен философ истории в нашей стране, кроме как в качестве преподавателя? Уйти в IT никогда не поздно, а мне хочется найти применение своим профессиональным навыкам, чтобы всё это не кануло в лету. 

Думаю, что проект — это как раз тот самый редкий случай, когда такая возможность появилась. Я постараюсь её реализовать. Мне кажется, что сейчас правильное время для такой инициативы, учитывая сложившиеся обстоятельства.  

Интервьюер
Иван Сурвилло
Журналист, интервьюер,
автор второго сезона
«Страну меняют люди»